ДВАДЦАТИ УТВЕРЖДЕНИЙ
САМООТНОШЕНИЯ ТЕСТ, (Twenty statements attitude test) - опросник
личностный, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с
проективными методиками исследования личности. Предназначен
для исследования самоотношения. Предложен М. Куном и Т. Мак-Партландом в 1954
г.
Д.у.с.т. основан
на использовании нестандартизированного самоописания с последующим
контент-анализом. Испытуемый должен в течение 12 мин. дать двадцать различных
ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто я такой?" В
инструкции указывается, что ответы следует давать в том порядке, в котором они
спонтанно возникают, не заботясь о последовательности, грамматике и логике.
Категории контент-анализа, которые используются в тесте, были выделены на
основе ряда исследований. Таковыми являются: социальные
группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), мировоззренческие
позиции (философские, религиозные, политическо-идеологические и моральные
высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка.
Теоретической основой создания Д.у.с.т. является разработанное М. Куном
понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через
ответы на вопрос: "Кто я такой?", обращенный к
самому себе (или обращенный к ней другим лицом вопрос: "Кто Вы такой?"). Общая тенденция в ответах
состоит в том, что "присоединяющие" утверждения, в которых
фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей,
выносятся раньше, чем "дифференцирующие". Среди наиболее частых
категорий, выявленных на больших выборках в зарубежных исследованиях, -
профессиональная идентичность, семейная роль и статус, религиозная
идентичность, пол и возраст. Пока более ясны социологические закономерности,
проявляющиеся в ответах испытуемых (например, возраст чаще упоминают молодые и
пожилые люди, женщины чаще упоминают семейный статус, мужчины - половую
принадлежность), чем психологические. Обычно считается, что порядок называния
категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков,
однако, это не является доказанным. Возможно влияние стереотипов, защитных
механизмов и т.д. Так, показано, что дети чаще, чем взрослые, определяют себя
через ситуативные и частные особенности, а частота упоминания расы и национальности
зависит от этнической однородности общества, к которому принадлежит испытуемый.
Различаются ответы, касающиеся самоидентичности в рамках индивидуального уровня
самосознания и ответы, относящиеся к личностной
самоидентичности. Диагностическое использование Д.у.с.т. затрудняется
отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и
надежности. Не решены также теоретические и методические проблемы кодирования
ответов.