«ЗАВЕРШЕНИЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ» МЕТОДИКИ (Sentence-Completion Techniques) — группа проективных методик исследования
личности. «З.п.»м. представляют собой развитие теста
словесной ассоциации. В качестве инструмента для измерения лингвистических
способностей имеют давнюю историю в психологических исследованиях. Впервые для
изучения личности «З.п.»м. были применены А. Пейном
(1928), а затем А. Тендлером (1930). Обследуемому предлагается серия
незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем,
чтобы он их завершил по своему усмотрению, например:
— Будущее кажется мне ...
— Думаю, что настоящий друг ...
— Женщины ...
Предложения формулируются таким
образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым
свойствам личности. Обработка полученных данных может быть как качественной,
так и количественной. Существует значительное количество методик, основанных на
принципе вербального завершения. Одни предназначены для выявления мотивов,
потребностей, другие — чувств обследуемого, его отношения к семье, половой
жизни, выше стоящим по работе и т.д. Наиболее известны
«З.п.»м., разработанные Дж. Роттером (1950), Д. Саксом
(1950), Б. Форером (1950), А. Роде (1957). Принцип вербального завершения
используется также в методиках «завершение истории». Достоинствами «З.п.»м. являются их гибкость, возможность приспособления к
разнообразным исследовательским задачам. По оценке зарубежных специалистов валидность и надежность этих методик
достаточно высоки (Р. Ватсон, 1978). Допускается
групповое обследование. В странах СНГ разные виды «З.п.»м.
используются преимущественно в клинико-диагностических исследованиях (Г.Г.
Румянцев, 1969 и др.).
Л.Ф. Бурлачук