«ЗАВЕРШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» МЕТОДИКИ (Sentence-Completion Techniques) — группа проективных методик исследования личности. «З.пм. представляют собой развитие теста словесной ассоциации. В качестве инструмента для измерения лингвистических способностей имеют давнюю историю в психологических исследованиях. Впервые для изучения личности «З.пм. были применены А. Пейном (1928), а затем А. Тендлером (1930). Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы он их завершил по своему усмотрению, например:

— Будущее кажется мне ...

— Думаю, что настоящий друг ...

— Женщины ...

Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Обработка полученных данных может быть как качественной, так и количественной. Существует значительное количество методик, основанных на принципе вербального завершения. Одни предназначены для выявления мотивов, потребностей, другие — чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, выше стоящим по работе и т.д. Наиболее известны «З.пм., разработанные Дж. Роттером (1950), Д. Саксом (1950), Б. Форером (1950), А. Роде (1957). Принцип вербального завершения используется также в методиках «завершение истории». Достоинствами «З.пм. являются их гибкость, возможность приспособления к разнообразным исследовательским задачам. По оценке зарубежных специалистов валидность и надежность этих методик достаточно высоки (Р. Ватсон, 1978). Допускается групповое обследование. В странах СНГ разные виды «З.пм. используются преимущественно в клинико-диагностических исследованиях (Г.Г. Румянцев, 1969 и др.).

Л.Ф. Бурлачук