КАЛИФОРНИЙСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (California Personality Anventory, CPI) - опросник личностный, разработан под руководством Г. Гоуха. Первое издание, включавшее 15 шкал, вышло в свет в 1951 г., полный 18- шкальный вариант издан в 1956 г. К.л.о. содерит 480 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В банк вопросов СРI вошли 178 утверждений из состава ММРI. Примеры утверждений:

- При настоящем положении дел трудно надеяться на что-то в будущем.

Верно - неверно.

- Я прочитываю не менее десяти книг в год.

Верно - неверно.

- Самое важное для меня - служебный долг перед соотечественниками.

Верно - неверно.

- Гораздо важнее, чтобы отец был добрым, чем удачливым.

Верно - неверно.

Обработка опирается на нормы, разработанные для испытуемых от 12 лет и старше. Результатом первичной обработки является построение профильных оценок по 18 шкалам опросника. Для удобства интерпретации шкалы К.л.о. объединены Г. Гоухом в четыре группы.

I. Оценка уравновешенности, властности, самоуверенности, адекватности в межличностном общении. В эту группу входит 6 шкал: (а) шкала доминирования - предназначена для выявления сильных, властных, влиятельных и склонных к доминированию индивидов, способных проявлять инициативу и брать на себя лидерские функции; (б) шала способности к поддержанию статуса - нацелена на такие свойства как честолюбие и самоуверенность, которые приводят к достижению определенного статуса в социальной сфере отношений и его определяют); (в) шкала общительности - предназначена для дифференциации людей с общительным характером, ориентированных на активное взаимодействие в противоположность тем, кто избегает контактов; (г) шкала социального присутствия - во многом сходна с предыдущей, но человек, имеющий высокие оценки по этой шкале не просто любит находиться в обществе других людей, но использует их для своей выгоды, манипулирует ими; (д) шкала самопринятия - определяет личную значимость, способность к независимым суждениям и поступкам, уверенность в себе; (е) чувства благополучия - отрицание каких-либо серьезных конфликтов или проблем, отсутствие напряженности, тревоги и страхов, утверждение независимости и самодостаточности.

II. Измерение уровня социализации, зрелости, ответственности и структурированности ценностей в межличностном общении. В группу объединяются следующие 6 шкал: (а) шкала ответственности - идентифицирует людей, придерживающихся определенных социальных норм и правил, осознающих и принимающих их важность и ценность; (б) шкала социализации - отражает уровень социальной зрелости, нравственного развития, вероятности ассоциальных тенденций, степень интериоризации социальных ценностей и норм, а также их влияние на поведение индивида; (в) шкала самоконтроля - делает акцент на степень одобрения и поддержки самим индивидом социально одобряемых норм поведения; (г) шкала толерантности - измеряет отсутствие предубеждений и социальную терпимость; (д) шкала хорошего впечатления - служит для выявления людей, способных создавать о себе хорошее мнение и озабоченных тем, как их воспринимают другие; (е) шкала обычности - основывается на подсчете частоты наиболее распространенных в выборке стандартизации ответов испытуемых.

III. Оценка потенциальных достижений и эффективности в интеллектуальной сфере. Включает 3 шкалы: (а) шкала достижения через подчинение - стремление к достижениям через следование определенному порядку, требованиям; (б) шкала достижения через независимость - способность достигнуть успеха в областях, где необходимы независимость и самостоятельность мышления, творчество, нестандартность решений; (в) шкала интеллектуальной продуктивности - оценка продуктивности в интеллектуальной сфере на основе самооценки.

IV. Анализ сферы интересов. В группу входят 3 шкалы: (а) шкала психологического склада ума - знание людей, проницательность, интерес к окружающим; (б) шкала гибкости - дифференцирует людей с гибкостью и подвижностью мышления и поведения в целом; (в) шкала женственности - определяет "маскулинность" и "феминность" интересов.

Из общего набора шкал К.л.о. три используются как шкалы контрольные: 1) "чувства благополучия" (Wb) - позволяет обнаруживать испытуемых, склонных к демонстрации себя в "худшем свете"; 2) «хорошего впечатления» (Gi) - склонность к социально положительным ответам; 3) «обычности») (Gm) - идентификация случайных ответов). Формулирование, отбор и группировка вопросов по содержанию осуществлялась, в основном, по эмпирическому критерию: пункты опросника в отдельные шкалы группировались на основе ответов испытуемых в выборках, контрастных относительно внешнего критерия (например, успеваемость в школе, участие в различных организациях и т.п.). При этом К.л.о. создавался на основе MMPI. Ставилась задача создания методики, основанной не на клинических наблюдениях (как в случае с ММРI), а на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии. Исходно К.л.о. рассматривался автором как открытый для дополнения исследовательский метод. В результате многочисленных исследований Г. Гоух (1960) пришел к заключению, что "основным принципом многофакторных методик типа СРI является получение паттернов и комбинаций в любом контексте". Следуя этому, автор стал использовать метод множественной регрессии для получения взвешенных комбинаций показателей К.л.о., с помощью которых можно оценить различные интересующие исследователя факторы. Так, в результате широкого обследования профессиональных групп были получены уравнения регрессии и соответствующие им производные профили показателей для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональной деятельности. За годы использования накоплен большой материал, свидетельствующий о высокой надежности и валидности К.л.о. По мнению А.Анастази (1982), это один из лучших опросников, используемых в настоящее время. Наряду с этим, оригинальный вариант К.л.о. не лишен определенных недостатков. Г. Гоух признает некоторую избыточность 18 шкал опросника. Корреляционный анализ показателей шкал указывает, что многие характеристики шкалопросника частично совмещаются, что свидетельствует о недостаточной факторной чистоте анализируемых показателей.

К.л.о. относится к числу наиболее распространенных в англоязычной психологической диагностике методик. Его популярность не уступает ММРI. Опросник используемся для прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования эффективности управленческой деятельности изучения креативных качеств личности. К основным шкалам К.л.о. разработаны дополнительные, широко используется компьютерная интерпретация получаемых данных. Работа по адаптации и рестандартизации К.л.о. для русскоязычных испытуемых начата Н.В.Тарабриной (1989). На выборке студентов (71 человек, юноши, возраст 19-24 года) определены нормы, проведен регрессионный анализ состава показателей, осуществлен факторный анализ шкал.

Л.Ф.Бурлачук