КАЛИФОРНИЙСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (California
Personality Anventory, CPI) - опросник личностный, разработан под руководством
Г. Гоуха. Первое издание, включавшее 15 шкал, вышло в свет в 1951 г., полный
18- шкальный вариант издан в 1956 г. К.л.о. содерит 480 утверждений, большая
часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений,
мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам. В банк вопросов
СРI вошли 178 утверждений из состава ММРI. Примеры утверждений:
- При настоящем положении дел трудно надеяться на что-то в
будущем.
Верно - неверно.
- Я прочитываю не менее десяти книг в год.
Верно - неверно.
- Самое важное для меня - служебный
долг перед соотечественниками.
Верно - неверно.
- Гораздо важнее, чтобы отец был добрым, чем удачливым.
Верно - неверно.
Обработка опирается на нормы, разработанные для испытуемых
от 12 лет и старше. Результатом первичной обработки является построение
профильных оценок по 18 шкалам опросника. Для удобства интерпретации шкалы
К.л.о. объединены Г. Гоухом в четыре группы.
II. Измерение уровня социализации,
зрелости, ответственности и структурированности ценностей в межличностном
общении. В группу объединяются следующие 6 шкал: (а) шкала ответственности -
идентифицирует людей, придерживающихся определенных социальных норм и правил,
осознающих и принимающих их важность и ценность; (б) шкала социализации -
отражает уровень социальной зрелости, нравственного развития, вероятности
ассоциальных тенденций, степень интериоризации социальных ценностей и норм, а
также их влияние на поведение индивида; (в) шкала самоконтроля - делает акцент
на степень одобрения и поддержки самим индивидом социально одобряемых норм
поведения; (г) шкала толерантности - измеряет отсутствие предубеждений и
социальную терпимость; (д) шкала хорошего впечатления - служит для выявления людей,
способных создавать о себе хорошее мнение и озабоченных тем, как их
воспринимают другие; (е) шкала обычности - основывается на подсчете частоты
наиболее распространенных в выборке стандартизации ответов испытуемых.
III. Оценка потенциальных достижений и
эффективности в интеллектуальной сфере. Включает 3 шкалы: (а) шкала достижения
через подчинение - стремление к достижениям через следование определенному
порядку, требованиям; (б) шкала достижения через независимость - способность
достигнуть успеха в областях, где необходимы независимость и самостоятельность
мышления, творчество, нестандартность решений; (в) шкала интеллектуальной
продуктивности - оценка продуктивности в интеллектуальной сфере на основе
самооценки.
IV. Анализ сферы интересов. В
группу входят 3 шкалы: (а) шкала психологического склада ума - знание людей,
проницательность, интерес к окружающим; (б) шкала гибкости - дифференцирует
людей с гибкостью и подвижностью мышления и поведения в целом; (в) шкала
женственности - определяет "маскулинность" и "феминность"
интересов.
Из общего набора шкал К.л.о. три
используются как шкалы контрольные: 1) "чувства благополучия" (Wb) -
позволяет обнаруживать испытуемых, склонных к демонстрации себя в "худшем
свете"; 2) «хорошего впечатления» (Gi) - склонность к социально
положительным ответам; 3) «обычности») (Gm) - идентификация случайных ответов).
Формулирование, отбор и группировка вопросов по содержанию осуществлялась, в
основном, по эмпирическому критерию: пункты опросника в отдельные шкалы группировались
на основе ответов испытуемых в выборках, контрастных относительно внешнего
критерия (например, успеваемость в школе, участие в различных организациях и
т.п.). При этом К.л.о. создавался на основе MMPI. Ставилась задача создания методики, основанной не на
клинических наблюдениях (как в случае с ММРI), а на выявлении качеств,
проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии. Исходно
К.л.о. рассматривался автором как открытый для дополнения исследовательский
метод. В результате многочисленных исследований Г. Гоух (1960) пришел к
заключению, что "основным принципом многофакторных методик типа СРI
является получение паттернов и комбинаций в любом контексте". Следуя
этому, автор стал использовать метод множественной регрессии для получения
взвешенных комбинаций показателей К.л.о., с помощью которых можно оценить
различные интересующие исследователя факторы. Так, в результате широкого
обследования профессиональных групп были получены уравнения регрессии и
соответствующие им производные профили показателей для предсказания успешности
овладения многими сферами профессиональной деятельности. За годы использования
накоплен большой материал, свидетельствующий о высокой надежности и валидности
К.л.о. По мнению А.Анастази (1982), это один из лучших опросников, используемых
в настоящее время. Наряду с этим, оригинальный вариант К.л.о. не лишен
определенных недостатков. Г. Гоух признает некоторую избыточность 18 шкал
опросника. Корреляционный анализ показателей шкал указывает, что многие характеристики
шкалопросника частично совмещаются, что свидетельствует о недостаточной
факторной чистоте анализируемых показателей.
К.л.о. относится к числу наиболее
распространенных в англоязычной психологической диагностике методик. Его
популярность не уступает ММРI. Опросник используемся для
прогнозирования успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, успешности
окончания школы, а также в области профессионального отбора, прогнозирования
эффективности управленческой деятельности изучения креативных качеств личности.
К основным шкалам К.л.о. разработаны дополнительные,
широко используется компьютерная интерпретация получаемых данных. Работа по
адаптации и рестандартизации К.л.о. для русскоязычных испытуемых начата
Н.В.Тарабриной (1989). На выборке студентов (71 человек, юноши, возраст 19-24
года) определены нормы, проведен регрессионный анализ состава показателей,
осуществлен факторный анализ шкал.