Ребенку
предлагается 4 задания: 1) нарисовать шесть персонажей, наиболее важных для
ребенка: мать, отца, учителя, семью в целом, друга, какого-либо другого
знакомого (человека, животного и др.); 2) нарисовать шесть ситуаций, наиболее
важных в жизни ребенка: дом, школа, каникулы, свободное время, математика, чтение;
3) заполнить три окружности изображениями трех лиц (одно лицо в одной
окружности), выражающих, по мнению испытуемого, радостные, грустные и
нейтральные эмоции; 4) указать, какое из 3-х лиц с разными эмоциями больше
всего соответствует каждому из 12-ти рисунков (задания 1 - 2) как наиболее
точно отражающее эмоции, которые ребенок обычно испытывает в той или иной
ситуации, в присутствии того или иного человека.
С помощью методики выявляются
источники самоуважения у детей: значимые другие и значимые ситуации. Список
людей и ситуаций, задаваемый исследователем, был составлен в процессе
пилотажного исследования при определении наиболее типичных значимых людей и
ситуаций для детей указанного возраста.
Авторы подчеркивают, что методика
Л. и э. обладает высокой степенью проективности. Рисунок ребенка является его
собственной интерпретацией понятия конкретного значимого другого или конкретной
значимой ситуации в отличии от других методик, в
которых модель заранее подготовлена взрослым. Ребенку не нужно объяснять
значение рисунков теста: он "присваивает" рисунок в процессе
рисовании. Для ребенка изображение матери на листе бумаги представляет его
собственную мать. В отличие от других рисуночных методик, в которых
предусматривается изображение человека (например, в тесте «Нарисуй человека»
Гудинаф), в Л. и э. человеческие фигуры сами по себе не являются предметом
анализа. Скорее, они повышают содержательную
валидность теста. Теоретической основой Л. и э. являются работы, указывающие на
сложность процесса формирования самоуважения и многофакторность его природы.
Это работы К. Кули (1912), Р. Вили, Р. Шавельсона и Р. Болуса (1982), в которых
утверждается, что наряду с определенной стабильностью, еизменностью
самоуважения существует его зависимость как от
собственного поведения, так и от поведения других. Таким образом, любая попытка
измерения детского самоуважения должна включать не только измерение
самоуважения как такового, но и выявление юдей и ситуаций, которые более всего
оказывают влияние на самоуважение. Было сделано предположение о том, что
представление о себе как "хорошем" или "плохом",
сформированное под влиянием наиболее значимых людей и ситуаций, отражают
представление ребенка о своей ценности и, следовательно, о самоуважении.
Методика может быть использована
в кросс-культурных исследованиях, при изучении
особенностей самоуважения в различных возрастных группах, а также при
обследовании детей, испытывающих затруднения в овладении навыками чтения и
речи, - в процессе обучения, а также в психопрофилактике, психотерапии и
психокоррекции. Начаты исследования по изучению валидности и надежности Л. и э.
Выявлены этнические различия в особенностях самоуважения у американских и
австралийских детей.