ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
ОПРОСНИК /Personal Orientation Inventory, POI/ - опросник личностный. Предложен Э. Шостромом в 1963 г., предназначен
для измерения степени самоактуализации личности. Л.о.о. состоит из 150
утверждений, которые были разработаны на основании ценностных суждений
пациентов, выделенных психотерапевтами в своей практике. Задача
обследуемого в каждом случае выбрать из двух утверждений одно наиболее для него
подходящее. Л.о.о. включает в себя две основные шкалы личностной
ориентации - "Времени" и "Опоры" и 10 подшкал. Оценки по
основным шкалам являются относительными. Они представляют собой отношение
Времени /отношение временной некомпетентности к временной компетентности/ и
отношение Опоры /отношение опоры на других к опоре на себя/. По мнению автора,
относительные оценки шкал Времени и Опоры представляют две главные области,
важные для развития личности по пути к самоактуализации. Отношение Времени
самоактуализирующейся личности составляет приблизительно - 1:8,
несамоактуализирующейся - 1:1. Отношение Опоры самоактуализирующейся личности
равно 1:3, несамоактуализирующейся - 1:1. В случае необходимости быстрой
диагностики степени самоактуализации личности можно использовать оценки только
по двум основным шкалам.
Оценки по каждой из 10 подшкал предназначены
для отражения различных аспектов, важных в развитии самоактуализации.
Утверждения основных шкал Времени и Опоры не перекрываются, а подшкалы состоят
из утверждений, одновременно входящих в другие шкалы. 1. Отношение Времени /Т(I):T(C)/ состоит из 23 утверждений и определяет,
насколько человек живет в "настоящем" в противоположность
"прошлому" и "будущему". Компетентная во времени личность /Т(С)/ живет главным образом в настоящем,
некомпетентная-/Т(I)/ - живет в прошлом или будущем. 2. Отношение Опоры /O:I/
состоит из 127 утверждений и определяет насколько способ
реагирования индивида характеризуется ориентацией на "других"
/O/ или на себя /I/. Направленные на себя или внутренне ориентированные
индивиды руководствуются, главным образом, собственными принципами и мотивами,
а направленные на других в большей степени зависят от окружения или внешних
сил.
Подшкалы: 1. Ценность
самоактуализации /SAV/- измеряет, в какой степени человек разделяет ценности,
характерные для самоактуализирующейся личности.
2. Шкала экзистенциальности /Ex/ - измеряет способность
человека ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам. 3.
Шкала реактивной чувствительности /Fr/ - измеряет сензитивность или
отзывчивость на чувства и нужды других людей. 4. Шкала спонтанности /S/ -
измеряет, насколько свободно личность может спонтанно реагировать или быть
собой. 5. Шкала самоуважения /Sr/- измеряет пособность человека утверждать себя
благодаря собственной силе и значимости. 6. Шкала принятия себя /Sa/ - измеряет
способность утверждать или принимать себя, несмотря на свои слабости и
недостатки. 7. Шкала природы человека /Nc/ - измеряет степень конструктивности
взглядов на природу человека, природу мужественности и женственности. 8. Шкала
синергии /Sy/ измеряет способность человека быть целостным, превзойти
дихотомию. 9. Шкала принятия агрессии /A/ - измеряет способность человека
принимать чью-либо природную агрессивность как противоположность отрицанию и
подавлению агрессии. 10. Шкала способности к близким контактам /C/ - измеряет
способность человека развивать широкие и близкие взаимоотношения с другими
людьми, не обременяя себя ожиданиями и обязательствами.
Обработка
результатов проводится вручную или с помощью компьютера. Ответ, совпадающий с
ключом, оценивается в один балл. Полученные по каждой шкале баллы суммируются и
заносятся в специальный бланк. Завершается обследование построением
индивидуального профиля, для чего сырые баллы с помощью таблицы переводятся в
стандартные T-баллы, со средним значением 50 и стандартным отклонением 10.
Оценки выше 50, но ниже 60 Т-баллов наиболее характерны для
самоактуализирующейся личности. Отправным пунктом исследований Э.Шострома была
концепция самоактуализирующейся личности, наиболее полно развитая в работах А.
Маслоу /1954,1962/. Необходимость создания Л.о.о. была продиктована
потребностью многих консультантов и терапевтов во всестороннем измерении
ценностей и некоторых особенностей поведения человека, имеющих наибольшее
значение для развития самоактуализации. Тест является валидным и надежным
инструментом. В СНГ существует адаптированный вариант методики. Стандартизация
проводилась на студентах вуза /Рукавишников А.А. 1991/. Сообщается о высоких
показателях его алидности и надежности. Л.о.о. может использоваться в клиниках
и консультативных службах.
Л.Ф. Бурлачук