МАЙЕР-БРИГС ТИПА ИНДИКАТОР (Myers-Brigs Type Indikator - MBTI) - опросник личностный,
предназначенный для классификации испытуемых по типологии К.Г. Юнга, Разработан
и опубликован И. Майерс-Бригс в 1962 г.
Состоит из
160 вопросов, 52 - ассоциативные, остальные предполагают оценку испытуемым
своих индивидуальных склонностей (выбором из двух-трех предлагаемых вариантов
ответов). Ассоциативные задания состоят в выборе одного варианта из пары
противоположных слов. Например: "Какое из двух слов для
вас более привлекательно: систематичный - спонтанный; анализировать -
симпатизировать; сдержанный - разговорчивый; прощать - терпеть; кто - что; знак
- символ?" Примеры вопросов с предлагаемыми вариантами ответов: 1.
"Как вы считаете, распорядок дня для вас: а) удобный способ исполнения
дел; или б) тягостен и обременителен, даже когда и необходим". 2.
"Вас больше заботят: а) чувства людей; б) их права". 3. "Когда
вы обнаруживаете, что, несомненно, допустили ошибку, вы: а) склонны признать
свою ошибку; б) не признаете свою ошибку, хотя все о ней знают; в) вообще
никогда не ошибаетесь". 4. "Выслушивая новую идею, вы больше
стремитесь: а) узнать все о ней; б) рассудить, верна она или нет".
Показатели
испытуемого определяются по четырем шкалам, соответствующим юнговской
типологии: экстраверт - интроверт (Extrovert - Introvert), сенсорный -
интуитивный (Sensor - Intuitive), мыслительный - эмоциональный (Thinker -
Feeler), Рациональный - иррациональный (Judgement - Perceptive). Подсчет
результатов производится путем суммирования баллов по шкалам; большая сумма
баллов соответствует выраженности определенной черты. В многочисленных
исследованиях подтверждается валидность и надежность М.- Б.т.и. Существует
сокращенная и переработанная форма MBTI - опросник Д. Кейрси, состоящий из 70
вопросов, каждый из которых имеет только по два варианта ответа. 10 вопросов -
по шкале экстраверсии - интроверсии, для остальных шкал - по 20 вопросов.
Несмотря на существующие различия в теоретических позициях И. Майерс-Бригс и Д.
Кейрси, для американской популяции по опроснику Кейрси приводятся те же
процентные соотношения распределения типов. Оба опросника широко применяются в
США при профориентации, психологическом консультировании, исследовании
межличностных отношений.