МАЙЕР-БРИГС ТИПА ИНДИКАТОР (Myers-Brigs Type Indikator - MBTI) - опросник личностный, предназначенный для классификации испытуемых по типологии К.Г. Юнга, Разработан и опубликован И. Майерс-Бригс в 1962 г.

Состоит из 160 вопросов, 52 - ассоциативные, остальные предполагают оценку испытуемым своих индивидуальных склонностей (выбором из двух-трех предлагаемых вариантов ответов). Ассоциативные задания состоят в выборе одного варианта из пары противоположных слов. Например: "Какое из двух слов для вас более привлекательно: систематичный - спонтанный; анализировать - симпатизировать; сдержанный - разговорчивый; прощать - терпеть; кто - что; знак - символ?" Примеры вопросов с предлагаемыми вариантами ответов: 1. "Как вы считаете, распорядок дня для вас: а) удобный способ исполнения дел; или б) тягостен и обременителен, даже когда и необходим". 2. "Вас больше заботят: а) чувства людей; б) их права". 3. "Когда вы обнаруживаете, что, несомненно, допустили ошибку, вы: а) склонны признать свою ошибку; б) не признаете свою ошибку, хотя все о ней знают; в) вообще никогда не ошибаетесь". 4. "Выслушивая новую идею, вы больше стремитесь: а) узнать все о ней; б) рассудить, верна она или нет".

Показатели испытуемого определяются по четырем шкалам, соответствующим юнговской типологии: экстраверт - интроверт (Extrovert - Introvert), сенсорный - интуитивный (Sensor - Intuitive), мыслительный - эмоциональный (Thinker - Feeler), Рациональный - иррациональный (Judgement - Perceptive). Подсчет результатов производится путем суммирования баллов по шкалам; большая сумма баллов соответствует выраженности опре­деленной черты. В многочисленных исследованиях подтверждается валидность и надежность М.- Б.т.и. Существует сокращенная и переработанная форма MBTI - опросник Д. Кейрси, состоящий из 70 вопросов, каждый из которых имеет только по два варианта ответа. 10 вопросов - по шкале экстраверсии - интроверсии, для остальных шкал - по 20 вопросов. Несмотря на существующие различия в теоретических позициях И. Майерс-Бригс и Д. Кейрси, для американской популяции по опроснику Кейрси приводятся те же процентные соотношения распределения типов. Оба опросника широко применяются в США при профориентации, психологическом консультировании, исследовании межличностных отношений.

Л.Ф. Бурлачук