Стимульный материал М.д.р. состоит из 18 картинок,
обьединенных в тройки, относящиеся к шести различным сферам жизнедеятельности
/труду, музыке, школьному обучению, самоутверждению, оказанию помощи, спорту/.
Под каждой картинкой располагаются 18 стандартных высказываний, например:
-Он хорошо себя чувствует;
-Он думает: "Раз это трудно, то попробую еще";
-Он считает, что справится с этим;
-Он думает: "Может быть опять неудача;
-Он думает:"Я лучше сделаю
что- нибудь потруднее".
Обследуемый должен отметить те
высказывания, которые соответствуют его пониманию ситуации на картинке. За
исключением четырех, так называемых "избыточных", утверждений /напр.,"Он хорошо себя чувствует" или "Это ему не
нравится"/ 14 репрезентируют ключевые категории для обработки содержания
при выявлении мотивов успеха и неудачи. Напр., "Он думает, что все сделал
правильно" - позитивное ожидание успеха.
Обработка результатов сводится к
объединению всех отмеченных утверждений по каждой из картинок - получение
матрицы ответов /отсюда название методики - "решетка"/. Столбцы этой
матрицы представляют интенсивность мотива (разнообразные высказывания,
относящиеся к одной и той же картинке), а строки – его экстенсивность: одни и
те же высказывания по отношению к разным картинкам. При помощи факторного
анализа установлена принадлежность каждого из утверждений к одной из
мотивационных тенденций, обозначаемых как НУ, БН1 и
БН2. НУ - уверенность в успехе, предпочтение более трудных проблем и «Я -
концепция» достаточности способности; БН1 - активное
избегание неудачи и «Я – концепция» недостаточности способности; БН2 - боязнь
неудачи. При изучении валидност} М.д.р. выявлена тесная связь
с модификацией ТАТ Хекхаузена, надежность ретестовая при интервале между
обследованиями от 2 до 8 недель - 0.67-0.85. Существуют варианты М.д.р.
для обследования детей и взрослых.