ПСИХОДИАГНОСТИКА
(греч. psychē –
душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки и
одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная с разработкой
и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных
психологических особенностей и перспектив развития человека.
Психодиагностические
задачи можно рассматривать с трех позиций. Во-первых, в ситуации, когда клиент
сам обращается к клиническому психологу с запросом психодиагностического обследования
(он охотно идет на сотрудничество, старается выполнять как можно точнее все
инструкции без намерений «приукрасить» себя или фальсифицировать результаты).
Во-вторых, в ситуация
экспертизы. В этом случае клиент, подвергаясь экспертизе, знает об этом и
старается выдержать своеобразный «экзамен» (может контролировать свое поведение
и ответы для получения приемлемого для себя результата, в некоторых случаях
возможна симуляция, например, психического расстройства). В-третьих, в
ситуации, в которых строго не оговорено кто и как будет использовать
диагностические данные. В этом случае возможны следующие ситуации: (а) данные
используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза.
Эта ситуация типична для использования результатов психодиагностического
обследования в медицине. Психолог при этом не несет ответственности ни за
диагноз, ни за лечение, назначенное врачом. (б) Данные психодиагностического
обследования используются самим психологом-диагностом для постановки
психологического диагноза, но использовать их будут специалисты другого
профиля. Такова например, ситуация при выявлении психологических причин
школьной неуспеваемости. (в) Данные психодиагностического обследования
используются самим психологом-диагностом для разработки, например,
коррекционных программ. (г) Диагностические данные используются самим
обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения и т.д. В этом
случае психолог-диагност несет ответственность не только за качество
проведенного психодиагностического обследования, но и за список тех данных,
которые он считает возможным передать клиенту (важно соблюдать принцип «Не
навреди»).
Психолог-диагност в своей
работе применяет различные методы, методики, диагностические процедуры, которые
прежде чем применяться, проходят эмпирическую проверку (выясняется их
валидность, надежность и т.п.) в специальных исследованиях.
Существует
ряд оснований для классификации психодиагностических методик, одно из них -
мера «объективности–субъективности», которой обладают ее результаты (для
«объективных методик» влияние психолога-диагноста на интерпретацию результатов
является минимальным; для «субъективных методик» результаты интерпретации,
наоборот, будут во многом зависеть от опыта психолога-диагноста). В
соответствии с рассматриваемой классификацией выделяют следующие группы
психодиагностических методик (А.Г. Шмелев, 1996): 1)психофизиологические
методики. Диагностически значимые показатели регистрируются по данным различных
приборов. В качестве таких показателей могут быть: дыхание, пульс,
кожно-гальванические реакции, мышечный тонус и т.д. Однако это не сами
поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Поэтому с точки зрения
психологических показателей - это косвенный вид диагностики и чаще всего
используется для диагностики функциональных состояний человека.
2) Аппаратурные поведенческие методики. В случае применения этого
класса методик диагностируемые параметры считываются
со шкал соответствующих приборов. Диагностируемыми параметрами могут быть:
элементарные психические функции (например, чувство равновесия, психомоторная
координация), свойства нервной системы, психологическая совместимость и
срабатываемость («гомеостат Горбова») и др. Частным случаем аппаратурных
методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных
умений. С их помощью имитируются реальные условия профессиональной
деятельности.
3)Объективные тесты. Психологический тест - это
стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения
одного или более аспектов личности. Наиболее существенными признаками тестов
являются: (а) стандартизация предъявления и обработки результатов, (б)
независимость результатов от влияния самой экспериментальной, (в) ситуации и
воздействия психолога-диагноста, (г) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными.
К объективным тестам относятся те
методики, в которых в соответствии с социокультурными нормами возможны
объективно «правильные» и «неправильные» ответы. Результаты тестирования
обрабатываются по ключу, заданным соответствующим нормативом. В эту категорию
попадает большинство тестов на интеллект, тесты специальных способностей, тесты
достижений,
4) Тесты - опросники /предполагают набор пунктов,
относительно которых обследуемый выносит суждения используя
заданные варианты ответов/. Пункты теста-опросника могут аппелировать либо
непосредственно к опыту субъекта, либо к мнениям и суждениям, в которых
косвенно проявляется его личный опыт или переживания.
Различают опросники-анкеты и
личностные опросники. Опросники-анкеты дают возможность получить информацию об обследуемом, не отражающую его непосредственно личностные
особенности (это могут быть биографические данные или некоторые установки,
например отношение к определенной социальной группе и т.д.). Личностные
опросники ориентированы на измерение личностных особенностей обследуемого.
Среди таких опросников выделяют несколько групп:
(а) Типологические опросники /позволяют отнести обследуемого к
тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями/:
например, опросник Г.Ю. Айзенка. Часто к этой группе методик относят Миннесотский многопрофильный личностный опросник – MMPI.
(б)
Опросники черт личности /позволяют измерять выраженность тех или иных
личностных признаков/. Один из наиболее
распространенных 16-факторный личностный опросник Р.Кэттела.
(в) Опросники мотивов, ценностей,
установок, интересов.
5) Методика субъективного шкалирования
/обследуемый по предложенным ему шкалам или тем, которые он предлагает сам
оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом/. Так, в
частности, для диагностики когнитивного стиля используется методика «свободной
сортировки Гарднера» (обследуемый оценивает объекты по номинальной шкале
сходства): чем больше классов объектов в свободной классификации он изобрел,
тем его понятийная система считается более дифференцированной
6) Проективные методики. Принцип проекции,
лежащий в основе этих методик, основан на том, что в разнообразных проявлениях
индивида – в его творчестве, в интерпретации различных событий, предпочтениях и
т.д. проявляется его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения,
стремления, переживания, конфликты.
Проективные методики предполагают
создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему
свободу действий (в рамках инструкций), что допускает выбор ответа в очень
широких пределах. Ответами могут быть как целостные рисунки, так и тексты и не
могут интерпретироваться как правильные или неправильные. Ответы
обследуемого представляют для психолога-диагноста ценность как таковые, как
индивидуальное проявления его личностных особенностей, о которых и делаются
выводы,
Выделяют следующие группы
проективных методик (Френк, цит. по Е.Т. Соколовой, 1980): - Методики
структурирования. Содержанием работы обследуемого является придание смысла
материалу, его структурирование. Это - тест чернильных пятен Роршаха, тест
облаков, тест трехмерной проекции и др.
- Методики конструирования: создание целого из отдельных
частей (MAPS, тест мира
и его разнообразные модификации и др.).
- Методики интерпретации: обследуемый интерпретирует события
предлагаемых ситуаций, изображений (ТAT, тест фрустраций Розанцвейга, тест
Сонди и др.).
- Методики дополнения (неоконченные предложения,
неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга и др.).
- Методики катарсиса: творческая деятельность обследуемого в
особо организованных условиях. Это - психодрама, проективная игра и др.
- Методики изучения экспрессии: анализ почерка, речевого
общения, и др.
- Методики изучения продуктов творчества (тест рисования
фигуры человека - варианты Гуденау и Маховер, тест рисования дерева К.Коха,
тест рисования дома и др.) С помощью этих групп методик выявляются наиболее
существенные свойства личности в их взаимозависимости и целостности
функционирования.
7) Стандартизированное аналитическое наблюдение.
Психолог-диагност заранее знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта
регистрировать и как на основании этих фактов оценивать латентные
диагностические переменные.
8) Контент-анализ (анализ содержания). В материале
наблюдения подсчитываются частоты появления определенных параметров, а затем по
соотношению этих частот делаются психологические выводы.
9) Включенное наблюдение с последующим
рейтинг-шкалированием. Часто не представляется возможным организовать наблюдение
с привлечением независимых наблюдателей. В такой ситуации к вынесению суждений
об объектах наблюдения могут быть привлечены сами участники рассматриваемого
процесса. Мера выраженности оцениваемого свойства обеспечивается градацией
субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале
(пятибалльной, семибалльной и т.д.).
10) Психологическая беседа (интepвью) Этот метод
кажется простым, естественным и эффективным. В действительности интервьюер
оказывает на обследуемого воздействие, которым можно
считать сами задаваемые им вопросы. Успех беседы зависит от того,
устанавливаются или нет доверительный контакт между интервьюером и
интервьюируемым. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов
прямого воздействия).
11) Ролевая игра - особая разновидность интерактивных
методов, особенно эффективных для диагностики детей. В игре ребенок проявляет
присущие ему черты поведения. Однако правила игры, распределение ролей и
поведение конкретных участников могут оказывать серьезное воздействие на
ребенка, которое приводит к изменению установок, тактики поведения и т.д. Методы с 6 по 11 являются субъективными
методами экспертной оценки. Психолог-диагност по определенной процедуре
оценивает либо само поведение обследуемого, либо продукты его деятельности.
Результаты оценки оказываются зависимыми от его квалификации. Самым «уязвимым»
методом в этом смысле является психологическая беседа. Традиционно выделяют
также общую психодиагностику и частную.