РАВЕНА ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ (Raven Progressive Matrices) - тест
интеллекта. Предназначен для измерения уровня
интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж.
Равеном в 1936 г. Р.п.м. разрабатывались в соответствии с традициями английской
школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора
"g" - задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами.
Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные
матрицы.
Черно-белые Р. п. м. предназначены для
обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте
от 20 до 65 лет.
Цветной более простой вариант предназначен для обследования детей в возрасте от
5 до 11 лет, иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет. Материал черно-белого
варианта теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.
Задания разделены на пять серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но
возрастающей сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает и
при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент
матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. При необходимости первые 5 заданий серии
A обследуемый выполняет с помощью
экспериментатора. При разработке теста была сделана попытка
реализовать принцип "прогрессивности", заключающийся в том, что
выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой
обследуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению
более трудных заданий (Дж. Равен, 1963; Б. Зимин,
1962).
Каждая серия заданий составлена по определенным принципам.
Серия A. От обследуемого требуется дополнение
недостающей части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии
реализуются следующие основные мыслительные процессы: а) дифференциация
основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация
недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.
Серия B. Сводится к нахождению аналогии между
двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной
дифференциации элементов.
Серия C. Задания этой серии содержат сложные
изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения
по вертикали и горизонтали.
Серия D. Составлена по
принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному
направлениям.
Серия E. Наиболее сложная. Процесс решения заданий
этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей
"сборке" недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая
мыслительная деятельность).
Обработка полученных результатов проста. Каждое верное решение
оценивается в 1 балл. Подсчитываются общая сумма полученных баллов, а также
число правильных решений в каждой из пяти серий. Первичные оценки по таблицам
переводятся в соответствии с возрастными нормами в процентили или стэны. Предусмотрена возможность перевода полученных в результатов в
IQ-показатель стандартный. Существенным этапом количественной обработки
результатов обследования с помощью Р. п. м. является вычисление "индекса
вариабельности". Индекс определяют исходя из таблиц распределения числа
правильных решений в каждой из пяти серий. Варианты распределений решений в
сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста
испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице
определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Напр., при
общей оценке в 26 "сырых" баллов оценки по отдельным сериям
распределяются следующим образом: A - 10; B - 7; C - 5; D - 3; E - 1. Табличное
распределение сравнивают с полученным в конкретном
случае, разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака)
суммируются. Полученная величина и является "индексом
вариабельности". Нормальные значения индекса в пределах 0-4
свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса
до критических значения (7 и более) данные теста
считаются недостоверными. Сопоставление реального и ожидаемого распределения
количества правильных решений в сериях направлено на выявление испытуемых,
выполнявших задание путем угадывания. Значение индекса вариабельности может
оказаться значительно выше критического в случае установки испытуемого
симулировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в
решении самых простых задач).
Цветной
вариант Р. п. м. состоит из трех серий - A, AB, B по 12 матриц в каждой серии.
Обработка полученных результатов такая же, как в черно-белом варианте Р. п. м.
Оба варианта могут быть использованы как в качестве теста скорости (с
ограничением времени выполнения заданий), так и теста результативности (без
ограничения времени) (Дж. Равен, 1963).
Р. п. м. основываются на двух теориях: разработанной гештальт-психологией теории перцепции форм и т.н.
"теории неогенеза" Ч.Спирмена. В соответствии с теорией перцепции
форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из
ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально
происходит глобальное оценивание задания-матрицы, а затем осуществление
аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при
разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в
целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения.
Теория Ч. Спирмена развивает рассмотренные положения теории перцепции форм.
Данные, полученные с помощью Р. п. м., хорошо согласуются с
показателями других распространенных тестов общих способностей. Так,
коэффициенты корреляции между результатами теста (серии ABCDE) и шкалами
измерения интеллекта Векслера составляют 0,70-0,74; для испытуемых в возрасте
9-10 лет - 0,91; со шкалами умственного развития (Станфорд-Бине) - 0,66; с
тестом Выготского-Сахарова - 0,54. Наиболее высока корреляция оценок Р. п. м. с
группой арифметических тестов (0,74-0,87). Коэффициент надежности теста, по
данным различных исследований, варьирует от 0,70 до 0,89. Средняя трудность
заданий теста - 32,12%. показатель валидности прогностической теста (по связи с
критериями успеваемости) - 0,72.
Существуют модификации Р. п. м. Одна из таких модификаций предложена
автором (Дж. Равен в сотрудничестве с Д. Кортом, 1977,
1982). Оригинальный материал теста претерпел значительные изменения – были
усложнены задания, введены новые серии. Существенной особенностью является
дополнение теста вербальной шкалой (Mill Hill Vocabulary Scales), что, по
мнению разработчиков, в немалой мере способствует расширению области применения
теста. Интересная модификация Р. п. м., а также процедуры обследования
предложена югославскими психологами (З. Буяс, 1961). В их варианте предусмотрена
дифференцированная форма оценки ответов обследуемых. От них требуется указать
на три фрагмента из тех, которые предложены для восполнения матрицы: точно
подходящий, подходящий более-менее и совершенно не подходящий. Это дает
возможность качественной оценки результатов, отпадает также необходимость в
использовании индекса вариабельности. Р. п. м., благодаря простоте применения,
валидности и надежности результатов, возможности группового обследования,
получили широкое распространение в психодиагностике. В отечественных
исследованиях тест успешно используется при обследовании детей и взрослых (С.
М. Морозов, 1979, 1980 и др.).
Л.Ф. Бурлачук