СКЛАДЫВАНИЯ ОБРАЗЦОВ ТЕСТ - тест практический, ориентированный на
исследование пространственных комбинаторных способностей. Разработан Г.
Линертом в 1958 г. Материал теста состоит из 20 заданий. Испытуемый должен
заполнить изображенную в тестовой тетради фигуру с омощью четырех фрагментов,
выполненных из твердого материала. Инструкция предъявляется словесно. Совместно
с испытуемым выполняется пробное задание. Время выполнения теста ограничено 25
минутами. Сумма правильных решений, выраженная в баллах, составляет первичную
оценку, которая может быть переведена в стэны или в процентили. Нормы
разработаны для возраста 12-16 лет.
Имеются отдельные нормы для
умственно отсталых детей того же возраста. Кроме количественного оценивания
возможен и качественный анализ результатов. Он опирается на данные наблюдения
за работой испытуемых и оценивания способов решения, которые можно
характеризовать как : 1) решение методом проб и
ошибок; 2) использование или не использование "зубчатого" фрагмента;
3) осознанный систематический подход к ешению. Надежность частей теста,
определенная методом расщепления, оказалась высокой (форма А
- *=0,92, форма В - *=0,91). Коэффициент надежности параллельных форм - *=0,74;
надежности ретестовой - *=0,87 (при интервале перед повторным исследованием 6
месяцев). Для факторной
валидизации С.о.т. была использована "Батарея механических
способностей" Терстоуна. Было установлено, что С.о.т. связан
с факторами: способности комбинировать и дополнять изображения (*=0,80),
пространственного восприятия и понимания (*=0,48), способности к наглядному
мышлению (*=0,36). Г.Линерт полагает, что результаты анализа валидности
конструктной подтверждают насыщенность С.о.т. факторами практического
интеллекта. Валидность критериальная анализировалась на основании связи
результатов С.о.т. со средней успеваемостью в школе, а также отметками по
физике, математике, зыку (валидности коэффициенты по приведенным
критерия распределились в диапазоне 0,33-0,46.). Следует обратить внимание на
отсутствие значимой статистической связи между результатами С. о. т. и
успеваемостью по рисованию и труду. Имеются две параллельные формы теста (А и
В). Тест можно использовать изолировано и в составе батареи, допускается
индивидуальное и групповое обследование. Наиболее широко применяется в
профконсультации, может оказаться эффективным в клинической психодиагностике