СКЛАДЫВАНИЯ ОБРАЗЦОВ ТЕСТ - тест практический, ориентированный на исследование пространственных комбинаторных способностей. Разработан Г. Линертом в 1958 г. Материал теста состоит из 20 заданий. Испытуемый должен заполнить изображенную в тестовой тетради фигуру с омощью четырех фрагментов, выполненных из твердого материала. Инструкция предъявляется словесно. Совместно с испытуемым выполняется пробное задание. Время выполнения теста ограничено 25 минутами. Сумма правильных решений, выраженная в баллах, составляет первичную оценку, которая может быть переведена в стэны или в процентили. Нормы разработаны для возраста 12-16 лет.

Имеются отдельные нормы для умственно отсталых детей того же возраста. Кроме количественного оценивания возможен и качественный анализ результатов. Он опирается на данные наблюдения за работой испытуемых и оценивания способов решения, которые можно характеризовать как : 1) решение методом проб и ошибок; 2) использование или не использование "зубчатого" фрагмента; 3) осознанный систематический подход к ешению. Надежность частей теста, определенная методом расщепления, оказалась высокой (форма А - *=0,92, форма В - *=0,91). Коэффициент надежности параллельных форм - *=0,74; надежности ретестовой - *=0,87 (при интервале перед повторным исследованием 6 месяцев). Для факторной валидизации С.о.т. была использована "Батарея механических способностей" Терстоуна. Было установлено, что С.о.т. связан с факторами: способности комбинировать и дополнять изображения (*=0,80), пространственного восприятия и понимания (*=0,48), способности к наглядному мышлению (*=0,36). Г.Линерт полагает, что результаты анализа валидности конструктной подтверждают насыщенность С.о.т. факторами практического интеллекта. Валидность критериальная анализировалась на основании связи результатов С.о.т. со средней успеваемостью в школе, а также отметками по физике, математике, зыку (валидности коэффициенты по приведенным критерия распределились в диапазоне 0,33-0,46.). Следует обратить внимание на отсутствие значимой статистической связи между результатами С. о. т. и успеваемостью по рисованию и труду. Имеются две параллельные формы теста (А и В). Тест можно использовать изолировано и в составе батареи, допускается индивидуальное и групповое обследование. Наиболее широко применяется в профконсультации, может оказаться эффективным в клинической психодиагностике

Л.Ф. Бурлачук