СПИЛБЕРГЕРА ТРЕВОГИ И
ТРЕВОЖНОСТИ ШКАЛЫ – группа опросников личностных,
разработанных Ц.Д. Спилбергером в 1966-73 гг. Согласно концепции Спилбергера
следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.
Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую,
эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующиеся
неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет
собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность – индивидуальная
психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать
беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех объективных
характеристик, которые к этому не предрасполагают. С точки зрения автора
существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами
психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и
A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и
относительно постоянным предрасположением. Понимание тревоги в теории
Спилбергера определяется следующими положениями: 1. Ситуации, представляющие
для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем
состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное
эмоциональное состояние различной интенсивности;
2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени
угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит
длительность переживания состояния тревоги; 3. Высокотревожные индивиды
воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат
возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;
4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении
или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые
ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.
Концепция Спилбергера
формировалась под влиянием психоанализа. В возникновении тревожности как черты,
ведущую роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития
ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детском
возрасте. Наиболее широко распространенной является шкала State-trate-anxiety-inventory (STAI), представляющая собой комбинацию
трех известных тестов: Шкалы тревожности Кэттелла и Шайера, "Проявлений
тревожности" шкалы Тейлор и Шкалы тревожности Велша (1964). Шкала состоит
из двух частей по 20 заданий в каждой. С помощью первой определяется
как человек чувствует себя сейчас, в данный момент (STAI:X-1) или актуальное
состояние, а заданиями второй выясняется как субъект
чувствует себя обычно (STAI:Х-2), то есть диагностируется
тревожность как свойство личности. Примеры утверждений для диагностики
тревоги-состояния и тревожности-свойства:
Х-1: - Я чувствую себя свободно.
- Я слишком возбужден и мне не по себе.
- Я чувствую себя отдохнувшим.
- Я нервничаю.
Х-2: - Я обычно быстро устаю.
- Обычно я чувствую себя в безопасности.
- Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго
не могу о них забыть.
- Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о
своих делах и заботах.
Каждая из частей шкалы имеет
собственную инструкцию, заполнение бланка ответов несложно и продолжительность
обследования составляет 5-8 минут. Отдельные высказывания, включенные в опросник, оцениваются респондентами по четырехбалльной
шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй
частых опросника различна. Для (STAI):Х-1 – "совершенно
верно" (4 балла), "верно" (3 балла), "пожалуй, верно"
(2 балла), "совершенно неверно" (1 балл). Для STAI:X-2 -
"почти
никогда" (1 балл), "иногда"
(2 балла), "часто" (3 балла), "почти всегда" (4 балла).
Первичная оценка переводится в процентильные показатели.
Процентили приводятся отдельно для мужчин и женщин. Кроме этого Спилбергер
приводит средние показатели тревожности и тревоги для отдельных контингентов
испытуемых (операторов, таможенников, диспетчеров железной дороги, рабочих,
студентов, руководящих работников, алкоголиков, шизофреников). При анализе
валидности обнаружены положительные коэффициенты между результатами STAI
(С.т.т.ш.) и опросниками "Шестнадцать личностных факторов (Р, Кеттела) и EPQ (личностный опросник Айзенка. Результаты
факторного анализа подтверждают валидность С.т.т.ш. Надежность определялась
методом расщепления. В разных выборках r=0,38-0,32. Внутренняя согласованность
утверждений С.т.т.ш. находится на достаточно высоком уровне. Надежность
ретестовая при интервале ретеста 14 дней для STAI:Х-2 составила rt=0,77, для
STAI:X-1 rt=0,59, что в данном случае является еще одним подтверждением
ориентированности опросников Х-1 и Х-2 на ситуативные и относительно постоянные
черты. С.т.т.ш. допускает индивидуальное и групповое использование. Наряду со
шкалой С.т.т.ш. в 1973 г. была разработана шкала (STAIC State - Trait - Anxiety - Inventory for Children). Окончательная
версия STAIC явилась продолжением работы над STAI с
целью создания опросника для подростков в возрасте от 10 до
15 лет. Также как и в шкале STAI, в подростковой версии содержится 20 вопросов
и имеется две раздельные части опросника: А-state,
А-trait. Обработка и интерпретация аналогична STAI, с той только разницей, что в опроснике для подростков уменьшено количество позиций
шкалы рейтинговых оценок: "почти никогда", "никогда",
"часто". Шкала характеризуется высокой стабильностью результатов во
времени при повторном тестировании спустя 2 недели для всей выборки
стандартизации имели значение rt=0,27 (при исследовании А-state)
и Vt=0,83 (при исследовании А-trait) (у мальчиков, соответственно, rt=0,22 и
rt=0,82). Внутренняя согласованность подтвердилась корреляцией заданий с общим
результатом по каждой из частей шкалы и коэффициентом α Кронбаха при
исследовании А-state rxy=0,26-0,52, коэффициент α
имеет значение 0,8; при исследовании А-trait rxy=0,13-0,52, коэффициент α
имеет значение 0,916. Корреляция ежду шкалой свойства и шкалой состояния -
rxy=0,41. Анализ валидности STAIC осуществлялся по выше
описанной модели валидизации STAI. Однако имелось и оригинальное
исследование валидности критериальной путем оценивания различий в состоянии
тревожности у десятилетних девочек и мальчиков при пребывании в школе и перед
посещением стоматолога. Имеются сведения о положительной связи STAIC и
"Проявлений тревожности" детской (шкалой CMAS). Проведение
обследования с помощью STAIC аналогично работе со
взрослой версией шкалы: выполнение обеих частей требует около
8-12 минут. Рекомендуется первой применять шкалу состояний,
а второй шкалу свойств. В отличии от опросника STAI в
подростковой форме оценки первичные могут быть переведены как в процентили, так
и в стэны отдельно для мальчиков и девочек. Разница между возрастными
категориями испытуемых была настолько малой, что авторы отказались от
разработки отдельных норм.
С помощью С.т.т.ш. возможно
индивидуальное и групповое обследование. Опросники широко распространены в
прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и
высоко оцениваются за компактность и достоверные диагностические данные.
Получил широкое распространение русскоязычный вариант STAI, который известен как
шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976, 1978).
Ю.Л.Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также
получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20
до 34 баллов - низкий уровень тревожности, от 35 до 44 баллов - средний уровень
тревожности и выше 46 баллов – высокий уровень тревожности.