ТРЕВОЖНОСТЬ
ТЕСТОВАЯ - состояние
испытуемого, обусловленное действием разной степени выраженности мотива
экспертизы, возникающего в психодиагностической ситуации. Т.т. более выражена у лиц с проявлением реактивной или личностной
тревожности (см., напр., Спилбергера тревоги и тревожности шкалы); у испытуемых
с повышенной мотивацией на обследование, а также в случаях неадекватно высокой
очевидной валидности выполняемого теста. Т.т. может явиться следствием
неквалифицированного, неэтичного поведения экспериментатора, ошибочно
составленной инструкции, стресогенных факторов ситуации обследования (жесткое
лимитирование времени выполнения, групповое выполнение заданий в условиях
"открытости" результатов и т.п.). Характер влияния Т.т. на результаты
обследования в полной мере не выяснен. В большинстве случаев это влияние
признается негативным. Так, по данным С. Саразона и соавт. (1960), К. Хилла и
соавт. (1964,1966), Ц. Спилбергера (1972), И. Годри и Ц. Спилбергера (1974)и
др. существует обратно пропорциональная связь между уровнем тревожности и
показателями тестов достижений и тестов интеллекта, отмечающаяся как у
взрослых, так и у детей. С другой стороны Д. Френч (1962) не обнаружил различий
в результатах тестирования студентов колледжа в напряженной и спокойной ситуации.
По мнению А. Анастази (1982) отношения между тревожностью и качеством
выполнения теста нелинейны. Индивидам с невысоким уровнем тревожности
благоприятны условия, вызывающие состояние незначительной тревоги, в то время
как людям, имеющим высокий уровень тревожности, лучше выполнять тест в более
спокойных условиях.
Т.т., таким образом, является дополнительным
фактором, оказывающим воздействие на достоверность психодиагностического
обследования. В этой связи необходимо принятие мер к снижению уровня
напряженности в ситуации тестирования. Это особенно важно в клинической
психодиагностике, для которой обследование имеет не только диагностическое
значение, но и в определенной степени выполняет психотерапевтическую функцию.
Интерпретация результатов обследования должна проводиться с учетом
индивидуального уровня Т.т. конкретных испытуемых. Сведения о Т.т. могут быть
получены как из данных опроса и наблюдения, так и при использовании специальных
диагностических методик. Профилактика Т.т. опирается на неукоснительное
следование этическим нормам психодиагностики, тщательную подготовку тестового
материала, особенно инструкции, правильный выбор тактики индивидуальных и
групповых обследований, условий тестирования.