ЧУЖИЕ РИСУНКИ - проективная методика исследования личности. Разработана Г.Е. Романовой и опубликована в 1993 г. Предназначена для обследования лиц в возрасте от 5 до 80 лет. Стимульный материал Ч.р. - черно-белые фотокопии /18*24/ непрофессионально выполненных рисунков, которые предлагаются испытуемому под видом "семейного альбома", собранного неким лицом в течение всей его жизни. Рисунки подобраны с опорой на возрастные особенности так называемого наивного рисунка на базе оригинальной изопродукции по результатам пилотажного исследования. Затем эксперты оценивали эти рисунки по следующим критериям: (1) вероятный проективный потенциал изображения; (2) опознаваемость изопродукции как реальной, соответствующей приписываемому возрасту; (3) вероятность тематического соответствия изображения значимым переживаниям соответствующего возраста; (4) частота присвоения данного изображения совокупно с другими одному и тому же автору; (5) общая композиция стимульного ряда.

Всего предлагается 7 готовых рисунков и два монотонно окрашенных листа, не имеющих изображений /"белый" и "черный"/. Содержательно рисунки соответствуют определенному возрасту "исполнителя" и имеют диагностическая направленность:

1. Два «головоногих» существа. 2,5 года, "Первые воспоминания".

2. Рисунок семьи. 5 лет. "Детство", "праздник", "отношения с родителями", "отношения со сверстниками".

3. Бытовая сцена, фигуры детей, взрослых. 7 лет. "Школа", "отношения с авторитетом", "отношения со сверстниками".

4. Портрет подростка с бритой головой. 14 лет. "Созревание", "внешность", "познание внутреннего мира", "значимые отношения".

5. Женский портрет/подобный графике Пикассо или Матисса/. 16 лет. "Взросление", "внешность", "познание внутреннего мира", "значимые отношения".

6. Два профиля, набросок. 22 года. "Значимые отношения", "отношения полов", "брак", "конфликт", "сомнение", "познание внутреннего мира".

7-б. Белая. Воображаемый рисунок. Возраст и любые подробности об авторе на усмотрение обследуемого.

7-ч. Черная. Аналогично 7-б. Рисунки 7-б и 7-ч занимают онтогенетическую нишу взрослого человека.

8. Надгробие, набросок. 75 лет. "Итог жизненного пути", "потеря

близких", "страх смерти", "мистика и оккультизм".

Испытуемому предлагается реконструировать предполагаемую ситуацию создания рисунка от имени анонимного "автора" и составить рассказ по картине в виде биографической ремарки устно или письменно. Возможна вариация процедуры обследования в зависимости от его целей. В структуре процедуры обследования с помощью Ч.р. выделяется содержательно- диагностический блок (интерпретация) и поведенческий блок. Последний включает различные спонтанно возникающие и поддерживаемые экспериментатором формы «отреагирования» на возникающие в ходе обследования ситуации.

Предусмотрены специальные варианты процедуры с привлечением дополнительных методических средств. К ним относятся: 1) "Автор" - углубленная проработка образа "автора" рисунков как самостоятельная проективная процедура, например, описание личности «автора» с помощью стандартных личностных опросников; 2) "Настроение" - уточнение коннотативного значения для обследуемого экспериментальной ситуации и отдельных ее параметров, например, описание настроения "автора" с помощью теста Люшера; 3) "Мои рисунки" - прямая инструкция представить себя рисовальщиком, рассказать о рисунках как о своих, реконструировать ситуации, в которых они могли быть созданы; 4) "Пасьянс" - построение условной модели человеческой жизни (например, жизни "автора") с помощью уменьшенных копий /7*10/

стимульного материала, раскладываемых испытуемым в произвольных комбинациях с последующим рассказом-комментарием.

Ч.р. создавались по подобию известных проективных техник /Гудинаф "Нарисуй человека" тест, Рисунок несуществующего животного, Тематический апперцептивный тест/. Согласно концепции автора методики «Ч.р.», фантазирование на темы из жизни анонимного автора рисунков, а так же "неумелость", нечеткость графики наивного рисунка актуализирует реакции отношения, оценочные суждения. Это способствует возникновению эффекта психологической защищенности у обследуемого и делает его поведение более спонтанным, а диагностическую процедуру открытой диалоговому взаимодействию.

При разработке интерпретационных схем рекомендуется выстраивать несколько линий анализа, имеющих автономную диагностическую ценность: близость рассказа собственному опыту, собственным переживаниям испытуемого; адекватность сюжета условно приписанному возрасту "автора" картинки; соответствие действующих персонажей изображенным на рисунке, степень их действительного пересечения, реальности взаимодействия в едином жизненном пространстве, преемственность в развитии сюжетов и персонажей от картинки к картинке и т. д.

Допускается групповое обследование с помощью слайдов. С помощью Ч.р. обследовано 254 чел. (студенты, представители разных профессий, пациенты психиатрических клиник) в возрасте от 5 до 80 лет. Отмечается отсутствие каких- либо серьезных ограничений в применении и легкость идентификации рисунков как "своих". Процедура обследования провоцирует эмоциональную включенность обследуемых, возникновение катартического эффекта. Автор считает, что методика «Ч.р.» позволяет очертить круг значимых переживаний личности, составить представление об особенностях мотивационно- потребностной сферы, психологическом возрасте и поле обследуемого, выявить предположительные зоны конфликта и психологического комфорта. Данные о валидности и надежности не сообщаются. Ч.р. рекомендуются к применению в клинической и консультативной практике.

Л.Ф. Бурлачук