ЧУЖИЕ РИСУНКИ -
проективная методика исследования личности. Разработана
Г.Е. Романовой и опубликована в 1993 г. Предназначена для обследования лиц в
возрасте от 5 до 80 лет. Стимульный материал Ч.р. - черно-белые фотокопии
/18*24/ непрофессионально выполненных рисунков, которые предлагаются
испытуемому под видом "семейного альбома", собранного неким лицом в
течение всей его жизни. Рисунки подобраны с опорой на
возрастные особенности так называемого наивного рисунка на базе оригинальной
изопродукции по результатам пилотажного исследования. Затем эксперты оценивали
эти рисунки по следующим критериям: (1) вероятный проективный потенциал
изображения; (2) опознаваемость изопродукции как реальной, соответствующей
приписываемому возрасту; (3) вероятность тематического соответствия изображения
значимым переживаниям соответствующего возраста; (4) частота присвоения данного
изображения совокупно с другими одному и тому же автору; (5) общая композиция
стимульного ряда.
Всего предлагается 7 готовых
рисунков и два монотонно окрашенных листа, не имеющих изображений
/"белый" и "черный"/. Содержательно рисунки соответствуют
определенному возрасту "исполнителя" и имеют диагностическая
направленность:
1. Два «головоногих» существа. 2,5 года, "Первые
воспоминания".
2. Рисунок семьи. 5 лет. "Детство",
"праздник", "отношения с родителями", "отношения со
сверстниками".
3. Бытовая сцена, фигуры детей, взрослых. 7 лет.
"Школа", "отношения с авторитетом", "отношения со
сверстниками".
4. Портрет подростка с бритой головой. 14 лет.
"Созревание", "внешность", "познание внутреннего
мира", "значимые отношения".
5. Женский портрет/подобный графике Пикассо или Матисса/. 16
лет. "Взросление", "внешность", "познание внутреннего
мира", "значимые отношения".
6. Два профиля, набросок. 22 года. "Значимые
отношения", "отношения полов", "брак",
"конфликт", "сомнение", "познание внутреннего
мира".
7-б. Белая. Воображаемый рисунок. Возраст и любые
подробности об авторе на усмотрение обследуемого.
7-ч. Черная. Аналогично 7-б. Рисунки 7-б и 7-ч занимают
онтогенетическую нишу взрослого человека.
8. Надгробие, набросок. 75 лет. "Итог жизненного
пути", "потеря
близких", "страх
смерти", "мистика и оккультизм".
Испытуемому предлагается
реконструировать предполагаемую ситуацию создания рисунка от имени анонимного
"автора" и составить рассказ по картине в виде биографической ремарки
устно или письменно. Возможна вариация процедуры обследования в зависимости от
его целей. В структуре процедуры обследования с помощью Ч.р. выделяется
содержательно- диагностический блок (интерпретация) и
поведенческий блок. Последний включает различные
спонтанно возникающие и поддерживаемые экспериментатором формы «отреагирования»
на возникающие в ходе обследования ситуации.
Предусмотрены специальные
варианты процедуры с привлечением дополнительных методических средств. К ним относятся: 1) "Автор" - углубленная проработка
образа "автора" рисунков как самостоятельная проективная процедура,
например, описание личности «автора» с помощью стандартных личностных
опросников; 2) "Настроение" - уточнение коннотативного значения для
обследуемого экспериментальной ситуации и отдельных ее параметров, например,
описание настроения "автора" с помощью теста Люшера; 3) "Мои рисунки" - прямая инструкция представить себя
рисовальщиком, рассказать о рисунках как о своих, реконструировать ситуации, в
которых они могли быть созданы; 4) "Пасьянс" - построение условной
модели человеческой жизни (например, жизни "автора") с помощью
уменьшенных копий /7*10/
стимульного материала, раскладываемых
испытуемым в произвольных комбинациях с последующим рассказом-комментарием.
Ч.р. создавались по подобию
известных проективных техник /Гудинаф "Нарисуй человека" тест,
Рисунок несуществующего животного, Тематический апперцептивный тест/. Согласно
концепции автора методики «Ч.р.», фантазирование на темы из жизни анонимного
автора рисунков, а так же "неумелость", нечеткость графики наивного
рисунка актуализирует реакции отношения, оценочные суждения. Это способствует
возникновению эффекта психологической защищенности у
обследуемого и делает его поведение более спонтанным, а диагностическую
процедуру открытой диалоговому взаимодействию.
При разработке
интерпретационных схем рекомендуется выстраивать несколько линий анализа,
имеющих автономную диагностическую ценность: близость рассказа собственному
опыту, собственным переживаниям испытуемого; адекватность сюжета условно
приписанному возрасту "автора" картинки; соответствие действующих
персонажей изображенным на рисунке, степень их действительного пересечения,
реальности взаимодействия в едином жизненном пространстве, преемственность в
развитии сюжетов и персонажей от картинки к картинке и т. д.
Допускается
групповое обследование с помощью слайдов. С помощью Ч.р. обследовано 254 чел.
(студенты, представители разных профессий, пациенты психиатрических клиник) в
возрасте от 5 до 80 лет. Отмечается отсутствие каких-
либо серьезных ограничений в применении и легкость идентификации рисунков как
"своих". Процедура обследования провоцирует эмоциональную
включенность обследуемых, возникновение катартического
эффекта. Автор считает, что методика «Ч.р.» позволяет очертить круг значимых
переживаний личности, составить представление об особенностях мотивационно- потребностной сферы, психологическом возрасте и поле
обследуемого, выявить предположительные зоны конфликта и психологического
комфорта. Данные о валидности и надежности не сообщаются. Ч.р. рекомендуются к
применению в клинической и консультативной практике.