5. Общая психология как фундаментальная научная дисциплина

К оглавлению

5.1. Методологические и теоретические основания общей психологии

5.1.1. Программа объективной психологии

5.1.2. Деление психологии на номотетическую (объяснительную) и идеографическую (описательную)

5.1.3. Основы психологии

Эббингауз герман (1850 – 1909)

5.1.4. Методология психологии принципы и пути ее развития. Метод единства воздействия и изучения 

5.1.5. Методология теоретического и экспериментального изучения высших психических функций и развития психики ребенка

5.1.6. Методологические и теоретические основы общей психологии

5.1.7. Концепция эволюцилнных уровней активности субъекта

5.1.8. Философско-методологические основания психологической науки

5.1.9. Концепция «конкретной психологии» (предмет – исследование реальной жизни людей)

5.1.10. Теоретическое и категориальное содержание психологической науки

5.1.11. Категориальная система теоретической психологии

5.1.12. Методологические и теоретические проблемы психологии

5.1.13. Методологические вопросы психологии

5.1.14. Континуально-генетическая психология субъекта

5.2. Методологические принципы психологических исследований

5.2.1. Постулат о единстве внутреннего и внешнего

5.2.2. Принцип развития

5.2.3. Принцип детерминизма

5.2.4. Принцип активности

5.2.5. Главные принципы психологии

5.2.6. Принципы эмпирической эпистемологии

5.2.7. Принцип историзма

5.2.8. Принцип единства сознания и деятельности

5.2.9. Принцип субъекта и его деятельности

5.2.10. Принцип значимости как фундаментальное основание функционирования психики

5.2.11. Принцип исторического развития психических функций

5.2.12. Принцип диалектики в психологии

5.2.13. Принцип внутренней связи психики и деятельности человека

5.2.14. Принцип единства аффекта и интеллекта

5.2.15. Принцип единства строения внешних и внутренних процессов (интериоризация - экстериоризация)

5.2.16. Принцип самоорганизации

5.3. Представления о предмете психологии

5.3.1. Предмет психологии не душа, а тело в его взаимодействие с другими телами

5.3.2. Предмет психологии – психически регулируемое поведение

5.3.3. Предметом психологии - как науке о непосредственном опыте является содержание сознания

5.3.4. Предмет психологии - явления духа, а не его сущность

5.3.5. Предмет психологии не содержание сознания, а его акты, действия

5.3.6. Предмет психологии – функции или акты в отличие от феноменов, являющихся предметом философии

5.3.7. Предмет психологии – явления духовной жизни человека

5.3.8. Предмет психологии как объективной науки - человеческие действия

5.3.9. Предмет психологии – душа, а не душевные явления, а также «бессознательное»

5.3.10. Предмет психологии – постижение людьми самих себя как подлинной действительности

5.3.11. Предмет психологии – поведение

5.3.12. Предмет психологии - принципы гештальттеории

5.3.13. Определение предмета социальной психологии как дисциплины, изучающей социальное влияние и оценку человеческого поведения

5.3.14. Предмет психологии - ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях

5.3.15. Предмет психологии – анализ формирующей сознание, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ, ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.3.16. Предмет теоретической психологии – саморефлексия психологической науки, выявляющая и исследующая ее категориальный строй, объяснительные принципы, ключевые проблемы и само психологическое познание как особый род деятельности

5.3.17. История психологии как становление её предмета

5.4. Общепсихологические методы и модели (математическая психология)

5.4.1. Субъективный метод (интроспекция)

5.4.1.1. Метод ретроспекции

5.4.1.2. Целенаправленное самонаблюдение

5.4.2. Объективный метод (наблюдение)

5.4.3. Психологическая хронометрия (время реакции)

5.4.4. Метод эксперимента

5.4.4.1. Экспериментально-генетический метод

5.4.4.2. Естественный эксперимент

5.4.4.3. Формирующий эксперимент как метод исследования психики

5.4.4.4. Экспериментально-патологический метод

5.4.4.5. Экспериментальные методы визуального поиска и селективного наблюдения

5.4.5. Психометрия (измерения в психологии)

5.4.5.1. Измерение порогов ощущений

5.4.5.2. Теория и методы шкалирования психологического континуума

5.4.5.3. Разработка шкал для  исследований ощущений

5.4.5.4. Тестирование

5.4.6. Моделирование (знаковое воспроизведение некоторых существенных свойств системы-оригинала)

5.4.6.1. Теоретическая модель организма как автомата

5.4.6.2. Структурная модель сознания

5.4.6.3.. Модель «дискриминационной дисперсии»

5.4.6.4. Бихевиористские рациональные и эмпирические модели в социальной психологии

5.4.6.5. Идеальная модель «эвпсихического» общества

5.4.6.6. Математические модели диффузии как проявление поведенческой модели

5.4.6.7. Трехкомпонентная модель памяти

5.4.6.8. Модели сознания и самосознания

5.4.7. Математические методы

5.4.7.1. Статистические методы в психологии

5.4.7.2. Математическая логика в психологии

5.4.7.3. Метод подсчёта вероятностей для отвержения нулевой гипотезы

5.4.7.4. Введение количественных методов в психологию

5.4.7.5. Метод корреляций

5.4.7.6. Факторный анализ в психологии

5.4.7.7. Теория и методы шкалирования психологического континуума. Многофакторный анализ

5.4.7.8. Проблема логики методов измерения. Классификация шкал для измерения ощущений. Непараметрическая статистика

5.5. Базовые научные проблемы общей психологии

5.5.1. Психофизическая проблема (вопрос о месте «психического» в природе, о соотношении между духом и материей, сознанием и бытием)

5.5.1.1. Дуалистическая концепция: - мир ума и мир материи могут изучаться безотносительно друг к другу, при этом возможно психофизическое взаимодействие, когда сознание и нервный (телесный) субстрат взаимодействуют как два независимых начала

5.5.1.2. Психофизическая проблема как стержень научной психологии

5.5.2. Психофизический параллелизм – концепция Г.Лейбница противоположная декартовой: между психическим и физическим существует не взаимодействие, а соответствие (параллелизм). Душа и тело совершают синхронно свои действия, но  независимо друг от друга

5.5.3. Психофизиологическая проблема – частный случай психофизической проблемы о соотношении психических и физиологических (нервных) процессов

5.5.4. Физиологичский идеализм: и материальное, и духовное представляют собой системы лишь вторично взаимодействующие между собой. Первичным является восприятие, обусловленное структурными и функциональными особенностями мозга

5.5.5. Психофизический закон всеобщих признаков одушевлённости

5.5.6. Проблема природы сознания и психического

5.5.7. К проблеме природы мышления и речи. Эволюционно-генетический подход

5.5.8. Концепция психофизического изоморфизма

5.5.9. Проблема субъекта и объекта

5.5.9.1. Формирование опыта как единство субъекта и объекта

5.5.10. Проблемы развития психики

5.5.10.1. Развитие психики в процессе эволюции организммов

5.6. Категориальные системы и язык общей психологии

5.6.1. Анализ категориальных систем психологии

5.6.1.1. Анализ категориальных основ общепсихологической теории деятельности

5.6.1.2. Концептуальная структура языка психологии

5.6.1.3. Концепция категориального анализа научной деятельности

5.6.1.4. Принцип построения категориальной системы психологии

5.6.1.5. Анализ категориального аппарата психологии

5.6.2. Развитие языка психологии, введение новых терминов и понятий

5.6.2.1. Введение понятий «психология», «онтология», «антиномия»

5.6.2.2. Введение понятия о бессознательной психике

5.6.2.3. Введение термина «раппорт»

5.6.2.4. Введение понятий: «интегративная деятельность нервной системы», синапс, проприоцептор, подкрепление, восстановление, «конечный общий нервный путь», фракционирование

5.6.2.5. Введение в оборот понятия «сочетательно-двигательный рефлекс»

5.6.2.6. Введение понятия «психологический тест»

5.6.2.7. Введение термина «парапсихология»

5.6.2.8. Введение в научный оборот понятия «трансвестит»

5.6.2.9. Введение термина «социальная психология»(1908 г)

5.6.2.10. Введение понятия «самоактуализация»

5.6.2.11. Введение понятий «экспектации» и «когнитивная карта»

5.6.2.12. Введение термина «социальная помощь»

5.6.2.13. Введение термина «групповая психотерапия»

5.6.2.14. Введение понятия «генотропизм».

5.6.2.15. Введение понятия о произвольном сознательном действии

5.6.2.16. Категория «деятельность» как основа категориальной пары «процесс - образ»

5.6.2.17. Введение понятия «оперантного обусловливания»

5.6.2.18. Введение понятий: «воспитуемость личности», «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса», «эмоциональная грамотность»

5.6.2.19. Введения понятия «эмоциональной направленности»

5.6.2.20. Введение понятий: «стратометрическая концепция», «уровни психосферы: биоцентрический, протопсихологический, базисный психологический, метапсихологический, социоцентрический»

5.6.2.21. Введение терминов «иконическая память», «эхоическая память», понятий «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез»

5.6.2.22. Введение понятий «активная неадаптивность», «бескорыстный риск», «избыточные возможности как источник активности», «отраженная субъектность», «персонализация», «самотрансценденция», «я как причина себя», «кольцо самоподражания», «действенная групповая эмоциональная идентификация», «моё я», «моё ты»

5.7. Психика как категория и предмет исследования

5.7.1. Учение о психике

5.7.2. Равенство психики и сознания

5.7.3. Концепция активности психики, полагающая, что в сознании субъекта идёт непрерывная работа психических сил – «малых перцепций»

5.7.4. Психика как функция мозга

5.7.5. Подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций

5.7.6. Моторно-биологическая концепция психики

5.7.7. Массовидные психические явления

5.7.8. Психика как сложная, иерархизированная энергетическая система, обладающая определённой степенью психического напряжения. Психический автоматизм

5.7.9. Социально-исторические причины развития психики человека

5.7.10. Филогенез психики

5.7.11. Философско-психологическая концепция человека, его деятельности и психики. Теория детерминации психических явлений

5.7.12. Обоснование отражательной природы психики

5.7.13. Культурно-историческая теория поведения и развития психики человека.

5.7.14. Системный анализ нейрофизиологических основ психики

5.7.15. Общественно-историческая детерминация психики

5.7.16. Концепция системного строения психики. Эволюция «психического»

5.7.17. Концепция  оперативности психического отражения

5.7.18. Социальные детерминанты психики

5.7.19. Концепции психики

5.7.20. Коммуникативная функция психики

5.7.21. Теория внутриутробного развития психики человека

5.7.22. Нейрональные основы психики

5.8. Сознание как категория и предмет исследования

5.8.1. Учение о сознании как непосредственном знании души о самой себе (интроспективная концепция сознания)

5.8.2. Концепция сознания (малых перцепций )

5.8.3. Исследование сознания на основе принципов здравого смысла

5.8.4. Первое однозначное утверждение, что сознание есть функция мозга. Продуктом работы мозга является объективизация мысли в слове и жесте. Принцип нераздельности тела и сознания

5.8.5. Взгляд на сознание как на инструмент приспособления организма к среде

5.8.6. Концепция исследования сознания через анализ его воплощений в творениях культуры. Критика рефлекторного принципа в исследовании сознания

5.8.7. Учение о механизмах сознания и воли

5.8.8. Элементы структуры сознания

5.8.9. Концепция единства сознания и языка

5.8.10. О происхождении нравственного сознания

5.8.11. Целостность и динамика (поток) сознания

5.8.12. Концепция сознания, бессознательного, сверхсознания. Непосредственные данные сознания

5.8.13. Обусловливание сознания и мышления содержанием практических действий

5.8.14. Концепция единства сознания, предполагающая аффективный, когнитивный и волевой модусы

5.8.15. Экспериментальное исследование сознания. Отход от элементаризма вундта. Доказательство наличия в сознании умственных образов

5.8.16. Концепция сознания как человеческого опыта в его зависимости от переживаний субъекта. Структура сознания и способы его исследования

5.8.17. Динамический подход к сознанию. Закон сознательного развития

5.8.18. Генетический (эволюционный) подход к изучению сознания

5.8.19. Культурно-историческое основание сознания

5.8.20. Сущность сознания

5.8.21. Физические измерения сознания

5.8.22. Учение об общественно-исторической природе сознания человека

5.8.23. Изменённые состояния сознания

5.8.24. Концепция бытия и сознания. Принцип единства сознания и деятельности. Вывод исследований сознания за пределы переживаний личности и включение в контекст жизненных связей личности

5.8.25. Теория языкового сознания

5.8.26. Концепция сознания, опосредующего и регулирующего деятельность. Структура сознания: «чувственная ткань», значение, личностный смысл

5.8.27. Происхождение сознания. Сознание и самосознание

5.8.28. Генезис сознания и самосознания

5.8.29. Психика и сознание как функция мозга

5.8.30. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке

5.8.31. Методы изучения синтезирующей функции сознания

5.9. Исследование бессознательного психического

5.9.1. Концепция «философии бессознательного»

5.9.2. Бессознательное ядро психической жизни, образуемое мощными влечениями

5.9.3. Проблемы бессознательного психического («подпочвы сознания»)

5.9.4. Коллективное бессознательное

5.9.5. Установка и бессознательное

5.9.6. Бессознательные психические явления

5.9.7. Природа бессознательного

5.9.8. Психика, сознание, бессознательное

5.10. Деятельность как категория и предмет исследования

5.10.1.  Цели и нравственные основания человеческой деятельности

5.10.2. Концепция деятельностии психики человека. Деятельностный подход в психологии и педагогике

5.10.3. Концепция функциональной периодизации деятельности и деятельностностного опосредования взаимоотношений организма и среды. Культурная детерминация деятельности

5.10.4. Концепция  внутренней связи психики и деятельности человека

5.10.5. Исследование ориентировочной деятельности

5.10.6. Психология формирования мыслительной деятельности учащихся

5.10.7. Исследование произвольного сознательного действия

5.10.8. Общепсихологическая теория деятельности: идея о формировании психических процессов и функций в деятельности и посредством деятельности. Структура и единицы анализа деятельности

5.10.9. Нормативный характер человеческой деятельности

5.10.10. Психическая регуляция деятельности

5.10.11. Антиципация в структуре деятельности

5.10.12. Проблема индивидуального стиля деятельности

5.10.13. Волевая регуляция деятельности

5.10.14. Концептуальная структура деятельности

5.10.15. Целеобразование в деятельности человека. Психологические механизмы

5.10.16. Теория системогенеза профессиональной деятельности

5.11. Поведение как предмет исследований. Теории и концепции

5.11.1. Исследование поведения человека

5.11.1.1. Детерминистская концепция поведения

5.11.1.2. Концепция о трёх уровнях поведения (рефлекторном, полусознательном и сознательном)

5.11.1.3. Теория психической регуляции поведения

5.11.1.4. Волевое поведение

5.11.1.5. Утверждение о решающей роли в организации поведения бессознательного ядра психической жизни, образуемого мощными влечениями

5.11.1.6. Коллективные представления как основной объяснительный принцип человеческого поведения

5.11.1.7. Теория эмоционального поведения

5.11.1.8. Основные принципы социального поведения человека

5.11.1.9. Временная перспектива поведения человека в жизненном пространстве

5.11.1.10. Исследование феноменов социального поведения: социальное развитие и спад, взаимодействующие группы, отношения подчинения, конфликтности, конформности, религиозных ритуалов, правового согласия и т.п .

5.11.1.11. Агрессивное поведение. Концепция включённости агрессивного поведения в другие подсистемы:творчество, исследовательскую активность, любовь, и т.п.

5.11.1.12. Выбор стратегии поведения. «дилемма узника»

5.11.1.13. Универсальные стратегии в социальном человеческом поведении

5.11.1.14. Экспериментальные эффекты в исследовательском поведении (эффект пигмалиона)

5.11.1.15. Исследование фиксированных форм поведения и психической ригидности

5.11.2. Бихевиористские концепции исследования поведения

5.11.2.1. Критика интроспекционизма и переход к исследованию поведения животных. Введение в сравнительную психологию

5.11.2.2. Концепция «стимул-реакция». Принципы управления поведением

5.11.2.3. Теория поведения доказывающая, что вопреки «строгому» бихевиоризму, как у человека, так и у животрных поведение строится как целостный акт

5.11.2.4. Теория социального научения

5.11.2.5. Концепция оперантного бихевиоризма. Введение понятия «оперантного обусловливания». Виды оперантного поведения

5.11.2.6. Экспериментальная теория различающего научения

5.11.2.7. Закон времени реакции (закон Хика)

5.11.3. Необихевиоризм

5.11.3.1. Гипотетико-дедуктивная концепция поведния

5.11.3.2. Экспектации как сущность обучения. Концепция промежуточных переменных. Когнитивная карта

5.11.3.3. Динамическая психология (формула «стимул-организм-реакция»)

5.11.3.4. Операционализм  – концепция определения психологических понятий через измерительные операции

5.11.4. Психофизиологические механизмы поведения

5.11.4.1. Рефлекторная структура поведения

5.11.4.2. Учение о рефлекторной природе поведения

5.11.4.3. Влияние торможения на эффективность приспособительного поведения

5.11.4.4. Физиологические механизмы эмоционального поведения (опровержение концепции эмоций Джеймса-Ланге)

5.11.4.5. Учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения

5.11.4.6. Концепция психофизиологических механизмов работоспособности и утомления

5.11.4.7. Влияние структур мозга на поведение

5.11.4.8. Психофизиологические механизмы доминанты в формировании целенаправленного поведения

5.11.5. Психологические механизмы поведения и деятельности.

5.11.5.1. Мотивация

5.11.5.1.1. Мотивавция и волевое поведение

5.11.5.1.2. Эмоции как истинные мотивы, двигающие социальное поведение

5.11.5.1.3. Динамика мотивов в организации поведения.

5.11.5.1.4. Базальная (коренная) тревога как мотивация поведения

5.11.5.1.5. Влияние уровня притязаний и «аффекта неадекватности» на поведение человека

5.11.5.1.6. Психологические проблемы изучения мотивации поведения человека

5.11.5.1.7. Теория формирования, строения и функционирования человеческой  мотивации в целостной структуре поведения. Метод мотивационной индукции

5.11.5.1.8. Исследование мотивации человеческой деятельности в экспериментальных ситуациях

5.11.5.1.9. Мотивацитонно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности

5.11.5.2. Установка

5.11.5.2.1. Установка как детерминирующая тенденция

5.11.5.2.2. Концепция абстрактной и конкретной установки

5.11.5.2.3. Общепсихологическая теория установки. Неосознаваемый характер установки. Метод фиксированной установки

5.11.5.2.4. Исследование неосознаваемой установки

5.11.5.2.5. Типы характера и фиксированная установка

5.11.5.2.6. Переключение установки, выработка установки на качественнорм материале

5.11.5.2.7. Понятие установки в современной нейрофизиологии

5.11.5.2.8. Динамическая модель установки

5.11.5.2.9. Философские основы теории установки

5.11.5.2.10. Деятельность и установка

5.11.5.3. Внимание

5.11.5.3.1. Внимание как апперцепция и как фокус сознания

5.11.5.3.2. Моторная теория внимания

5.11.5.3.3. Классификация видов внимания: произвольное - непроизвольное, опосредованное - непосредственное, чувственное - интеллектуальное

5.11.5.3.4. Виды внимания

5.11.5.3.5. Внимание как сила «эго»

5.11.5.3.6. Классификация внимания по степени активности субъекта в акте внимания (вынужденное, эмоциональное, привычное, целевое). Феномен колебания внимания

5.11.5.3.7. Внимание как высшая психическая функция

5.11.5.3.8. Внимание как функция умственного контроля

5.11.5.3.9. Разделенное и селективное внимание

5.12. Регулятивные процессы психики

5.12.0. Теоретические концепции психических процессов

5.12.0.1. Воля как ведущий психический процесс

5.12.0.2. Концепция процесса интериоризации - экстериоризации

5.12.0.3. Психическое как процесс

5.12.0.4. Единая теория психических процессов

5.12.1. Потребности. Мотивы. Влечения

5.12.1.1. Концепция конфликтующих мотивов души

5.12.1.2. Классификация влечений

5.12.1.3. Концепция квазипотребностей и их иерархии

5.12.1.4. Концепция базовых потребностей личности

5.12.1.5. Теоретико-ассоциативная. Концепция влечения

5.12.1.6. Теория базовых потребностей и мотивационной динамики. Метод мотивационной индукции

5.12.1.7. Классификация потребностей человека

5.12.2. Воля

5.12.2.1. Воля как основа нравственности человека

5.12.2.2. Концепция воли, управляющей действиями души и тела

5.12.2.3. Концепция всеобщей воли и воли всех

5.12.2.4. Теория волевого действия

5.12.2.5. Волевой акт как основа психической причинности (апперцепции)

5.12.2.6. Воля как ведущий психический процесс, направляюший течение всех психических функций

5.12.2.7. Воля как космическая сила, слепое и бессознательное первоначало, являющее в единстве с представлениями основой всех психических проявлений человека

5.12.2.8. Проблема свободы воли

5.12.2.9. Свобода воли и нравственный выбор

5.12.2.10. Психофизиология волевого акта

5.12.2.11. Волевое и полевое поведение

5.12.2.12. Психологические механизмы волевой регуляции

5.12.2.13. Психологические механизмы саморегуляции сенсомоторной деятельности

5.12.3. Эмоции

5.12.3.1. Концепция эмоций и влечений человека

5.12.3.2. Выражение эмоций у животных и человека

5.12.3.3. Переферическая теория эмоций

5.12.3.4. Физиологическая концепция эмоций

5.12.3.5. Эмоции любви и ненависти

5.12.3.6. Основы эмоциональной психологии

5.12.3.7. Физиологические механизмы эмоционального поведения. Опровержение «переферической» концепции эмоций Джеймса-Ланге

5.12.3.8. Типология базовых аффектов

5.12.3.9. Учение об эмоциях

5.12.3.10. Концепция развития эмоционально-чувственной сферы у детей

5.12.3.11. Экзистенциальная теория эмоций

5.12.3.12. Эмоциональные действия

5.12.3.13. Теория эмоций. Концепция воздействия мимики на аффект

5.12.3.14. Дифференциальная теория эмоций

5.12.3.15. Эмоциональная регуляция поведения и деятельности человека. Двойственность природы эмоций

5.12.3.16. Информационная теория эмоций

5.12.3.17. Связь эмоций с силой побуждения

5.12.3.18. Методология, нозология и теория эмоций (включая психодинамику и теории агрессии)

5.12.4. Чувства

5.12.4.1. Влечение, радость и печаль лежат в основании всего многообразия мотивов и чувств человека

5.12.4.2. Психология чувств

5.12.4.3. Теория баланса сил (в чувствах удовольствяи и страдания)

5.12.4.4. Фундаментальные формы чувств (удовольствие и страдание.) Суммирование эмоций в сложные чувства

5.12.4.5. Чуство страха в бою

5.12.4.6. Изучение чувств у детей и подростков

5.12.4.7. Трёхкомпонентная теория чувства  любви

5.12.5. Переживания

5.12.5.1.  Психология переживаний. Феноменология отчуждения

5.12.5.2. Теория эмпатии как особого психического акта переживания

5.12.5.3. Ощущение изменений в организме предопределяет переживание той или иной эмоции

5.12.5.4. Психология переживаний

5.12.6. Психические состояния

5.12.6.1. О человеческом рабстве или силе аффектов. Теория аффектов

5.12.6.2. Концепция возникновения, развития и течения эмоционально-афективных процессов

5.12.6.3. Типология базовых аффектов

5.12.6.4. Психические состояния человека

5.12.6.5. Теория «фрустрации – агрессии»

5.12.6.6. Психологический стресс

5.12.6.7. Метод изучения эмоциональных состояний с помощью барокамеры

5.12.6.8. Концепция возникновения эмоциональной реакции без соответствующей когнитивной реакции

5.12.6.9. Метод контроля эмоционального стресса

5.12.6.10. Концепция стресса как целостного системного явления