5. Общая психология как фундаментальная научная дисциплина
5.1. Методологические и теоретические основания общей психологии
5.1.1. Программа объективной психологии
5.1.2. Деление
психологии на номотетическую (объяснительную) и идеографическую (описательную)
5.1.3. Основы психологии
Эббингауз герман (1850 – 1909)
5.1.4. Методология психологии принципы и пути ее развития. Метод единства воздействия и изучения
5.1.6. Методологические и теоретические основы общей психологии
5.1.7. Концепция эволюцилнных уровней активности
субъекта
5.1.8. Философско-методологические основания
психологической науки
5.1.9. Концепция «конкретной психологии» (предмет – исследование реальной жизни людей)
5.1.10. Теоретическое и категориальное содержание психологической науки
5.1.11. Категориальная система теоретической психологии
5.1.12. Методологические и теоретические проблемы психологии
5.1.13. Методологические вопросы психологии
5.1.14. Континуально-генетическая психология субъекта
5.2. Методологические
принципы психологических исследований
5.2.1. Постулат о
единстве внутреннего и внешнего
5.2.2. Принцип развития
5.2.3. Принцип детерминизма
5.2.4. Принцип активности
5.2.5. Главные принципы психологии
5.2.6. Принципы эмпирической эпистемологии
5.2.7. Принцип историзма
5.2.8. Принцип единства сознания и деятельности
5.2.9. Принцип субъекта и его деятельности
5.2.10. Принцип значимости как фундаментальное основание функционирования психики
5.2.11. Принцип исторического развития психических функций
5.2.12. Принцип диалектики в психологии
5.2.13. Принцип внутренней связи психики и деятельности человека
5.2.14. Принцип единства аффекта и интеллекта
5.2.15. Принцип единства строения внешних и внутренних процессов (интериоризация - экстериоризация)
5.2.16. Принцип самоорганизации
5.3. Представления
о предмете психологии
5.3.1. Предмет психологии не душа, а тело в его взаимодействие с другими телами
5.3.2. Предмет психологии – психически регулируемое поведение
5.3.3. Предметом психологии - как науке о непосредственном опыте является содержание сознания
5.3.4. Предмет психологии - явления духа, а не его сущность
5.3.5. Предмет психологии не содержание сознания, а его акты, действия
5.3.6. Предмет психологии – функции или акты в отличие от феноменов, являющихся предметом философии
5.3.7. Предмет психологии – явления духовной жизни человека
5.3.8. Предмет психологии как объективной науки - человеческие действия
5.3.9. Предмет психологии – душа, а не душевные явления, а также «бессознательное»
5.3.10. Предмет психологии – постижение людьми самих себя как подлинной действительности
5.3.11. Предмет психологии – поведение
5.3.12.
Предмет психологии - принципы гештальттеории
5.3.14. Предмет психологии - ориентировочная
деятельность субъекта в проблемных ситуациях
5.3.15. Предмет
психологии – анализ формирующей сознание, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ, ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.3.17. История психологии как становление её предмета
5.4. Общепсихологические методы и модели (математическая
психология)
5.4.1. Субъективный метод (интроспекция)
5.4.1.1. Метод ретроспекции
5.4.1.2. Целенаправленное самонаблюдение
5.4.2. Объективный метод (наблюдение)
5.4.3. Психологическая хронометрия (время реакции)
5.4.4. Метод эксперимента
5.4.4.1. Экспериментально-генетический
метод
5.4.4.2. Естественный эксперимент
5.4.4.3. Формирующий эксперимент как метод исследования психики
5.4.4.4. Экспериментально-патологический метод
5.4.4.5. Экспериментальные методы визуального поиска и селективного наблюдения
5.4.5. Психометрия (измерения в психологии)
5.4.5.1. Измерение порогов ощущений
5.4.5.2. Теория и методы шкалирования психологического континуума
5.4.5.3. Разработка шкал для
исследований ощущений
5.4.5.4. Тестирование
5.4.6. Моделирование (знаковое воспроизведение некоторых существенных свойств системы-оригинала)
5.4.6.1. Теоретическая модель организма как автомата
5.4.6.2. Структурная модель сознания
5.4.6.3.. Модель «дискриминационной дисперсии»
5.4.6.4. Бихевиористские рациональные и эмпирические модели в социальной психологии
5.4.6.5. Идеальная модель «эвпсихического» общества
5.4.6.6. Математические модели диффузии как проявление поведенческой модели
5.4.6.7. Трехкомпонентная
модель памяти
5.4.6.8. Модели сознания и самосознания
5.4.7. Математические методы
5.4.7.1. Статистические методы в психологии
5.4.7.2. Математическая логика в психологии
5.4.7.3. Метод подсчёта
вероятностей для отвержения нулевой гипотезы
5.4.7.4. Введение количественных методов в психологию
5.4.7.5. Метод корреляций
5.4.7.6. Факторный анализ в психологии
5.4.7.7. Теория и методы шкалирования психологического континуума. Многофакторный анализ
5.5. Базовые научные проблемы общей психологии
5.5.1.2. Психофизическая проблема как стержень научной психологии
5.5.5. Психофизический закон всеобщих признаков одушевлённости
5.5.6. Проблема природы сознания и психического
5.5.7. К проблеме природы мышления и речи. Эволюционно-генетический подход
5.5.8. Концепция психофизического изоморфизма
5.5.9. Проблема субъекта и объекта
5.5.9.1. Формирование опыта как
единство субъекта и объекта
5.5.10. Проблемы развития психики
5.5.10.1.
Развитие
психики в процессе эволюции организммов
5.6. Категориальные системы и язык общей психологии
5.6.1. Анализ категориальных систем психологии
5.6.1.1. Анализ категориальных основ общепсихологической теории деятельности
5.6.1.2. Концептуальная структура языка психологии
5.6.1.3. Концепция категориального анализа научной деятельности
5.6.1.4. Принцип построения категориальной системы психологии
5.6.1.5. Анализ категориального аппарата психологии
5.6.2. Развитие языка психологии, введение новых терминов и понятий
5.6.2.1. Введение понятий «психология», «онтология», «антиномия»
5.6.2.2. Введение понятия о
бессознательной психике
5.6.2.3. Введение термина «раппорт»
5.6.2.5. Введение в оборот понятия «сочетательно-двигательный
рефлекс»
5.6.2.6. Введение понятия «психологический тест»
5.6.2.7. Введение термина «парапсихология»
5.6.2.8. Введение в научный оборот понятия «трансвестит»
5.6.2.9. Введение термина «социальная психология»(1908 г)
5.6.2.10. Введение понятия «самоактуализация»
5.6.2.11. Введение понятий
«экспектации» и «когнитивная карта»
5.6.2.12. Введение термина «социальная помощь»
5.6.2.13. Введение термина «групповая психотерапия»
5.6.2.14. Введение понятия «генотропизм».
5.6.2.15. Введение понятия о произвольном сознательном действии
5.6.2.16. Категория «деятельность» как основа категориальной пары «процесс - образ»
5.6.2.17. Введение понятия «оперантного обусловливания»
5.6.2.19. Введения понятия «эмоциональной направленности»
5.6.2.22. Введение понятий
«активная неадаптивность», «бескорыстный риск», «избыточные возможности как
источник активности», «отраженная субъектность», «персонализация»,
«самотрансценденция», «я как причина себя», «кольцо самоподражания», «действенная
групповая эмоциональная идентификация», «моё я», «моё ты»
5.7. Психика как категория и предмет исследования
5.7.1. Учение о психике
5.7.2. Равенство психики и сознания
5.7.4. Психика как функция мозга
5.7.5. Подход к психической
жизни как системе ощущений и их ассоциаций
5.7.6. Моторно-биологическая концепция психики
5.7.7. Массовидные психические явления
5.7.9. Социально-исторические причины развития психики человека
5.7.10. Филогенез психики
5.7.12. Обоснование
отражательной природы психики
5.7.13. Культурно-историческая
теория поведения и развития психики человека.
5.7.14. Системный анализ нейрофизиологических основ психики
5.7.15. Общественно-историческая детерминация психики
5.7.16. Концепция системного строения психики. Эволюция «психического»
5.7.17. Концепция оперативности психического отражения
5.7.18. Социальные детерминанты психики
5.7.19. Концепции психики
5.7.20. Коммуникативная функция
психики
5.7.21. Теория
внутриутробного развития психики человека
5.7.22. Нейрональные основы психики
5.8. Сознание как категория и предмет исследования
5.8.1. Учение о сознании как
непосредственном знании души о самой себе (интроспективная концепция сознания)
5.8.2. Концепция сознания (малых перцепций )
5.8.3. Исследование сознания на основе принципов здравого смысла
5.8.5. Взгляд на сознание как на инструмент приспособления организма к среде
5.8.7. Учение о механизмах сознания и воли
5.8.8. Элементы структуры сознания
5.8.9. Концепция единства сознания и языка
5.8.10. О происхождении
нравственного сознания
5.8.11. Целостность и динамика (поток) сознания
5.8.12. Концепция сознания,
бессознательного, сверхсознания. Непосредственные данные сознания
5.8.13. Обусловливание сознания и
мышления содержанием практических действий
5.8.14. Концепция единства сознания, предполагающая аффективный,
когнитивный и волевой модусы
5.8.15. Экспериментальное
исследование сознания. Отход от элементаризма
вундта. Доказательство наличия в сознании умственных образов
5.8.16.
Концепция
сознания как человеческого опыта в его зависимости от переживаний субъекта. Структура сознания и способы его исследования
5.8.17. Динамический подход к сознанию. Закон сознательного развития
5.8.18. Генетический
(эволюционный) подход к изучению сознания
5.8.19. Культурно-историческое основание сознания
5.8.20. Сущность сознания
5.8.21. Физические измерения сознания
5.8.22. Учение об общественно-исторической природе сознания человека
5.8.23. Изменённые состояния сознания
5.8.25.
Теория языкового
сознания
5.8.27. Происхождение сознания. Сознание и самосознание
5.8.28. Генезис сознания и самосознания
5.8.29. Психика и сознание
как функция мозга
5.8.30. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке
5.8.31. Методы изучения синтезирующей функции сознания
5.9. Исследование бессознательного психического
5.9.1. Концепция «философии бессознательного»
5.9.2. Бессознательное ядро психической жизни, образуемое мощными влечениями
5.9.3. Проблемы бессознательного психического («подпочвы сознания»)
5.9.4. Коллективное бессознательное
5.9.5. Установка и бессознательное
5.9.6. Бессознательные
психические явления
5.9.7. Природа бессознательного
5.9.8. Психика, сознание, бессознательное
5.10. Деятельность как категория и предмет исследования
5.10.1. Цели и нравственные основания человеческой деятельности
5.10.2. Концепция деятельностии психики человека. Деятельностный подход в психологии и педагогике
5.10.4. Концепция внутренней связи психики и деятельности человека
5.10.5. Исследование ориентировочной деятельности
5.10.6. Психология формирования мыслительной деятельности учащихся
5.10.7. Исследование
произвольного сознательного действия
5.10.9. Нормативный характер
человеческой деятельности
5.10.10. Психическая регуляция
деятельности
5.10.11. Антиципация в структуре деятельности
5.10.12. Проблема индивидуального стиля деятельности
5.10.13. Волевая регуляция деятельности
5.10.14. Концептуальная структура деятельности
5.10.15. Целеобразование в деятельности человека. Психологические механизмы
5.10.16. Теория системогенеза профессиональной деятельности
5.11. Поведение как предмет исследований. Теории и концепции
5.11.1.
Исследование поведения человека
5.11.1.1. Детерминистская
концепция поведения
5.11.1.2. Концепция о трёх уровнях поведения (рефлекторном, полусознательном и сознательном)
5.11.1.3. Теория психической регуляции поведения
5.11.1.4. Волевое поведение
5.11.1.6. Коллективные представления как основной объяснительный принцип человеческого поведения
5.11.1.7. Теория эмоционального поведения
5.11.1.8. Основные
принципы социального поведения человека
5.11.1.9. Временная перспектива поведения человека в жизненном пространстве
5.11.1.12. Выбор стратегии поведения. «дилемма узника»
5.11.1.13. Универсальные стратегии в социальном человеческом поведении
5.11.1.14. Экспериментальные эффекты в исследовательском поведении (эффект пигмалиона)
5.11.1.15. Исследование фиксированных форм поведения и психической ригидности
5.11.2.
Бихевиористские концепции исследования поведения
5.11.2.2. Концепция «стимул-реакция». Принципы управления поведением
5.11.2.4. Теория социального научения
5.11.2.6. Экспериментальная
теория различающего научения
5.11.2.7. Закон времени реакции
(закон Хика)
5.11.3. Необихевиоризм
5.11.3.1. Гипотетико-дедуктивная
концепция поведния
5.11.3.2. Экспектации как
сущность обучения. Концепция промежуточных переменных. Когнитивная карта
5.11.3.3. Динамическая психология (формула «стимул-организм-реакция»)
5.11.3.4. Операционализм – концепция определения психологических понятий через измерительные операции
5.11.4. Психофизиологические механизмы поведения
5.11.4.1. Рефлекторная структура поведения
5.11.4.2. Учение о рефлекторной природе поведения
5.11.4.3. Влияние торможения на эффективность приспособительного поведения
5.11.4.4. Физиологические механизмы эмоционального поведения (опровержение концепции эмоций Джеймса-Ланге)
5.11.4.5. Учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения
5.11.4.6. Концепция психофизиологических механизмов работоспособности и утомления
5.11.4.7. Влияние структур мозга на поведение
5.11.4.8. Психофизиологические механизмы доминанты в формировании целенаправленного поведения
5.11.5. Психологические механизмы поведения и деятельности.
5.11.5.1. Мотивация
5.11.5.1.1. Мотивавция и волевое поведение
5.11.5.1.2. Эмоции как истинные мотивы, двигающие социальное поведение
5.11.5.1.3. Динамика мотивов в
организации поведения.
5.11.5.1.4. Базальная (коренная) тревога как мотивация поведения
5.11.5.1.5. Влияние уровня притязаний и «аффекта неадекватности» на поведение человека
5.11.5.1.6. Психологические
проблемы изучения мотивации поведения человека
5.11.5.1.7. Теория формирования, строения и функционирования человеческой мотивации в целостной структуре поведения. Метод мотивационной индукции
5.11.5.1.8. Исследование мотивации человеческой деятельности в экспериментальных ситуациях
5.11.5.1.9.
Мотивацитонно-эмоциональная
регуляция мыслительной деятельности
5.11.5.2. Установка
5.11.5.2.1. Установка как детерминирующая тенденция
5.11.5.2.2. Концепция абстрактной и конкретной установки
5.11.5.2.3. Общепсихологическая теория установки. Неосознаваемый характер установки. Метод фиксированной установки
5.11.5.2.4. Исследование неосознаваемой установки
5.11.5.2.5. Типы характера и фиксированная установка
5.11.5.2.6. Переключение установки, выработка установки на качественнорм материале
5.11.5.2.7. Понятие установки в современной нейрофизиологии
5.11.5.2.8. Динамическая модель установки
5.11.5.2.9. Философские основы теории установки
5.11.5.2.10.
Деятельность и
установка
5.11.5.3.
Внимание
5.11.5.3.1. Внимание как апперцепция и как фокус сознания
5.11.5.3.2. Моторная теория внимания
5.11.5.3.4.
Виды внимания
5.11.5.3.5.
Внимание как сила
«эго»
5.11.5.3.7. Внимание как высшая
психическая функция
5.11.5.3.8. Внимание как функция
умственного контроля
5.11.5.3.9. Разделенное и селективное внимание
5.12. Регулятивные процессы психики
5.12.0. Теоретические концепции психических процессов
5.12.0.1. Воля как ведущий психический процесс
5.12.0.2. Концепция процесса интериоризации - экстериоризации
5.12.0.3. Психическое
как процесс
5.12.0.4. Единая теория психических процессов
5.12.1. Потребности. Мотивы. Влечения
5.12.1.1. Концепция конфликтующих мотивов души
5.12.1.2. Классификация влечений
5.12.1.3. Концепция квазипотребностей и их иерархии
5.12.1.4. Концепция базовых потребностей личности
5.12.1.5. Теоретико-ассоциативная. Концепция влечения
5.12.1.6. Теория базовых потребностей и мотивационной динамики. Метод мотивационной индукции
5.12.1.7. Классификация потребностей человека
5.12.2. Воля
5.12.2.1. Воля как основа нравственности человека
5.12.2.2. Концепция воли, управляющей действиями души и тела
5.12.2.3. Концепция всеобщей воли и воли всех
5.12.2.4. Теория волевого действия
5.12.2.5. Волевой акт как основа психической причинности (апперцепции)
5.12.2.6. Воля как ведущий психический процесс, направляюший течение всех психических функций
5.12.2.8. Проблема свободы воли
5.12.2.9. Свобода воли и нравственный выбор
5.12.2.10. Психофизиология волевого акта
5.12.2.11. Волевое и полевое
поведение
5.12.2.12. Психологические механизмы волевой регуляции
5.12.2.13. Психологические механизмы саморегуляции сенсомоторной деятельности
5.12.3. Эмоции
5.12.3.1. Концепция эмоций и влечений человека
5.12.3.2. Выражение эмоций у
животных и человека
5.12.3.3. Переферическая теория эмоций
5.12.3.4. Физиологическая концепция эмоций
5.12.3.5. Эмоции любви и ненависти
5.12.3.6. Основы эмоциональной психологии
5.12.3.8. Типология базовых аффектов
5.12.3.9. Учение об эмоциях
5.12.3.10. Концепция развития
эмоционально-чувственной сферы у детей
5.12.3.11. Экзистенциальная теория эмоций
5.12.3.12. Эмоциональные действия
5.12.3.13. Теория эмоций.
Концепция воздействия мимики на аффект
5.12.3.14. Дифференциальная теория эмоций
5.12.3.15. Эмоциональная регуляция поведения и деятельности человека. Двойственность природы эмоций
5.12.3.16. Информационная теория эмоций
5.12.3.17. Связь эмоций с силой побуждения
5.12.3.18. Методология, нозология и теория эмоций (включая психодинамику и теории агрессии)
5.12.4.1. Влечение, радость и печаль лежат в основании всего
многообразия мотивов и чувств человека
5.12.4.3. Теория баланса сил (в чувствах удовольствяи и страдания)
5.12.4.6. Изучение чувств у детей и подростков
5.12.4.7. Трёхкомпонентная теория чувства любви
5.12.5.1.
Психология
переживаний. Феноменология отчуждения
5.12.5.2. Теория эмпатии как особого психического акта переживания
5.12.5.3. Ощущение изменений в организме предопределяет переживание
той или иной эмоции
5.12.5.4. Психология переживаний
5.12.6.1. О
человеческом рабстве или силе аффектов. Теория аффектов
5.12.6.2. Концепция возникновения, развития и течения
эмоционально-афективных процессов
5.12.6.3. Типология базовых аффектов
5.12.6.4. Психические состояния человека
5.12.6.5.
Теория
«фрустрации – агрессии»
5.12.6.6.
Психологический
стресс
5.12.6.7. Метод изучения эмоциональных состояний с помощью барокамеры
5.12.6.8. Концепция возникновения эмоциональной реакции без
соответствующей когнитивной реакции
5.12.6.9. Метод контроля эмоционального стресса
5.12.6.10. Концепция стресса как целостного системного явления